|
Ботагоз Сейдахметова
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, который на недавних выборах был избран на второй срок с 88 процентами голосов избирателей, встретился с делегатами Каспийского форума в Баку. Среди них был и казахстанский политолог Эдуард Полетаев
- Эдуард, было ли у Вас ощущение некоторых перемен во внешней политике страны в связи с итогами американских выборов? Насколько важен для страны проект нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан?
- Азербайджан одним из первых среди стран СНГ начал тяготеть к Европе и США. В определенной мере это связано с непростыми взаимоотношениями Бориса Ельцина и Гейдара Алиева, а также поддержкой Армении, оказываемой Россией. Он вошел в ГУАМ - коалицию стран, прозванную антироссийской. Однако после того, как Владимир Путин в 2001 году совершил визит в Азербайджан, политику этой страны все реже называют антироссийской. Помогла так называемая “дипломатия личных гипнозов”.
Но и американцы не сидят сложа руки, совершая визиты в Баку. Но перетянуть Азербайджан на одну из сторон не получилось, как этого ожидали во время соседского российско-грузинского противостояния. Более того, Азербайджан самодостаточен во внешней политике, хотя и находится в сложном окружении. Во всяком случае, те же Россия и США больше ищут на его территории точек соприкосновения, чем раздора.
Перемен в связи с приходом Барака Обамы пока не чувствуется. Разве что ожидается, исходя из его предвыборных обещаний, потепление отношений США с соседним с Азербайджаном Ираном. Во всяком случае, войны в Баку никто не хочет, тем более что в дружественном Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане.
Об успешной совместной работе на Кавказе говорить трудно хотя бы потому, что проблема Нагорного Карабаха еще далека от разрешения.
Зато Азербайджан эффективно интегрируется в мировое сообщество благодаря позиционированию себя как транспортного коридора по поставке энергоресурсов после того, как был проложен нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Азербайджан также является одним из “застрельщиков” таких проектов, как строительство газопроводов Баку - Тбилиси - Эрзурум и Nabucco, железной дороги Баку - Тбилиси - Карс.
- Каковы внешнеполитические приоритеты страны? В частности, как строятся отношения с США, Россией, ЕС?
- Нельзя забывать, что господин Алиев - дипломат. Он закончил МГИМО, а затем там же преподавал некоторое время. Он проводит сбалансированную многовекторную политику, умея дружить со всеми и не наживать себе врагов. Мой азербайджанский коллега Расим Мусабеков назвал ее “политикой объятий”. Для Азербайджана тесное общение в рамках тех или иных союзов навязывает некие стандарты, рамки, здесь хотят взаимодействовать с другими странами свободно, открыто. Дискурс господина Алиева по ряду внешнеполитических вопросов кажется мягким, но он прагматичен, направлен на жесткое отстаивание национальных интересов. Например, активное участие Азербайджана в так называемых антироссийских энергетических проектах пока отношений с Россией не разрушило. Напротив, эти отношения динамичны и конструктивны. Г-н Алиев, как известно, коренной бакинец, а этот портовый город в советское время (за исключением периода развала СССР) считался символом толерантности. Здесь умели находить язык с представителями разных народов и культур.
Политику ЕС в Азербайджане определяют в основном энергоресурсы. Европа хочет видеть в Азербайджане надежного стратегического партнера. Баку, в свою очередь, хочет помощи ЕС в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Чувствуется особая комплиментарность по отношению к Европе со стороны Азербайджана, который называют юго-восточным уголком Европы.
- Эдуард, вообще, какое у Вас осталось личное впечатление как о лидере и личности от общения с президентом Алиевым?
- Его критики, после того, как умер Гейдар Алиев, говорили, что в отличие от отца сын не располагает харизмой. Сегодня вряд ли это так. Мне он показался чутким человеком, способным на широкие жесты. Господин Алиев - породистый лидер в хорошем смысле этого слова, ведь ему не приходилось карабкаться наверх, расталкивая всех локтями, - он родился и воспитывался в номенклатурной семье, получил отличные образование и манеры.
В отличие от некоторых постсоветских лидеров он не выглядит чванливым, умея располагать к себе собеседников, которые чувствуют себя с ним свободно. Здание, где он работает, не огорожено заборами, правда, проверяют проезжающие через шлагбаум автомобили. Когда выходил после встречи, увидел бабушку, отдыхавшую, сидя на ступеньках здания. Это подкупает некой демократичностью.
Внешне он выглядит счастливым человеком. У него не только дочери, но и сын, что очень важно для сохранения династии. Супруга является одной из самых привлекательных первых леди государств мира. |