Один из руководящих менеджеров германского автомобильного концерна Volkswagen Оливер Шмидт был арестован ФБР при попытке вернуться в Европу после проведенного в Майами зимнего отпуска. Поводом для ареста и судебного преследования явился скандал с манипулированными выбросами автомобилей концерна, которые продавались на американском рынке
Казалось бы, история давняя. Ведь менеджер немецкого концерна давно покинул США, где он работал в местном отделении автомобильного гиганта до марта 2015 года и отвечал как раз за вопросы охраны окружающей среды. Конкретно, по данным немецкого государственного агентства Deutsche Welle, с 2012 по февраль 2015 года Шмидт возглавлял подразделение, отвечающее за экологические стандарты и технические разработки в штате Мичиган, а затем до сентября 2015 года за технологические решения по уменьшению вредных выбросов в атмосферу. Но американская юстиция, видимо, не считает в данном случае возможность применения срока давности и убеждена в обратном. Ведь судья отклонил предложение его адвокатов за 1,6 миллиона долларов оставить Шмидта на свободе, поскольку предполагал возможность его бегства. Как известно, “дизельный скандал” разразился осенью 2015 года после того, как выяснилось, что немецкий автостроительный гигант Volkswagen с помощью специального программного продукта годами занижал концентрацию вредных веществ в выхлопах своих дизельных легковых автомобилей. В США арестованному менеджеру предъявлено обвинение, что он участвовал в заговоре в целях обмана американских потребителей и нарушения существующих американских законов по охране окружающей среды. По американскому законодательству ему угрожает тюремный срок в 169 лет. И это несмотря на то, что после штрафов более чем в 18 миллиардов долларов, выплаченных по постановлению американских судов. Казалось бы, для концерна дело должно было закрыто. Но американская юстиция, как выяснилось, намерена разобраться и с конкретными виновниками этой аферы. Напомним, что в сентябре 2015 года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) провело сенсационное по тем временам расследование. Утверждалось, что минимум полмиллиона автомобилей Volkswagen имеют дефектное (или сманипулированное) программное обеспечение, которое позволяет обходить американские стандарты по вредным выбросам. В результате реальные выбросы превысили нормативные показатели в 40 раз. Охота за менеджерами концерна, однако, продолжается. Известно, что в розыске по постановлению американских судов находятся и другие руководители концерна. В частности, в июле начато расследование против одного из менеджеров фирмы Audi, дочерней компании Volkswagen. В розыске находится и бывший член правления концерна Хайнц-Якоб Нойсер, отвечавший за перспективное развитие. Но следователи скрывают все имена подозреваемых, а они находятся вне пределов США. Но, видимо, круг разыскиваемых теперь расширится. Ведь Шмидт после полного отрицания своей вины пошел на сделку со следствием, признав себя виновным в пятницу, 4 августа, на заседании суда в Детройте в обмен на сокращение сроков тюремного заключения до семи лет и штрафа в полмиллиона долларов. Однако, как отмечает DW, теперь подсудимый не может рассчитывать на оправдательный вердикт. Предполагается, что он назвал следствию других виновных. Наверное, нельзя исключать, что среди названных Шмидтом виновников могут быть не только менеджеры концерна. В пользу такого предположения говорит тот факт, что на днях немецкий журнал Spiegel опубликовал досье, в котором доказывается наличие тесной связи политиков и автопроизводителей. В частности, два бывших политика из рядов правящей в Германии Партии христианских демократов, работающих сейчас лоббистами автопроизводителей, подготовили для ведомства федерального канцлера специальное досье по тому, как необходимо защищать интересы немецкой автомобильной промышленности во внешнем мире. Речь идет о рекомендациях правительству ФРГ в отношении его позиции по скандалу с завышенными результатами выбросов вредных веществ немецкими автомобилями, получившему название “дизельный скандал”.
Сергей Сенинский, Вашингтон - Алматы |