На этой неделе в Брюсселе всерьез заговорили о том, что Европейский союз находится на пороге кардинальных перемен
С одной стороны, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещали реформировать внутреннее устройство сообщества. С другой - немецкий лидер заявила о готовности ЕС вести более независимую внешнюю политику. Эксперты в самом Брюсселе считают: активизация франко-немецкого ядра грозит экономической изоляцией Великобритании. Относительно того, как автономия ЕС во внешней политике скажется на отношениях с Восточной Европой, мнение аналитиков разделилось. Избрание Макрона президентом Франции может открыть новую страницу в истории Евросоюза. Лидеры ФРГ и Пятой республики уже заявили о начале совместной работы над “дорожной картой” реформ сообщества. Эта карта будет включать два пакета мер. Первый из них - краткосрочный, он насчитывает три основных проекта, по которым Меркель и Макрон достигли консенсуса. Во-первых, Париж и Берлин попытаются внести изменения в миграционный режим, сформировав принцип общеевропейского права на убежище. Это потребует передачи полномочий по миграционному регулированию на наднациональный уровень - Европейскому агентству предоставления права на убежище. Такая мера будет способствовать единообразию законодательства в этой сфере и позволит Брюсселю более эффективно контролировать потоки приезжих. В настоящее время в сообществе действует Дублинская конвенция, согласно которой прибывшие в ЕС мигранты должны подавать прошение о предоставлении статуса беженца в той стране, в которую они первоначально прибыли. Второе изменение, которого попытаются добиться Макрон и Меркель, - реформа директивы об откомандированных работниках для борьбы с социальным демпингом. В ее рамках сотрудники компаний любой из стран ЕС могут быть временно размещены, например, во Франции, при этом не исполняя действующих там требований по минимальной зарплате или социальным взносам. Наконец, франко-немецкий альянс поставил задачей ввести принцип торговой взаимности. Согласно ему, ЕС не станет открывать доступ к госконтрактам для стран, которые отказались предоставить зеркальные права компаниям сообщества. Эти изменения важные, однако не настолько масштабные, чтобы требовать каких-то коренных изменений договорно-правовой базы ЕС. Другими словами, обновлять Лиссабонский договор не придется, а все реформы можно будет реализовать через поправки. В среднесрочной же повестке главной задачей ЕС является реформа еврозоны. В ее основе будет лежать сделка: в обмен на уступки по углублению интеграции валютного союза со стороны Германии Франция реализует структурные реформы. Согласно озвученным Макроном планам, преобразования должны включать смягчение Берлином бюджетной политики в целях повышения спроса в южных странах. Ранее французский лидер также призывал к более глубокой интеграции валютного союза, что предполагает создание инвестиционного фонда и министерства финансов еврозоны, а также завершение формирования банковского союза. Если намеченные реформы будут претворены в жизнь, а экономическая состоятельность сообщества повысится, это доставит большие проблемы Великобритании, принявшей решение покинуть состав сообщества. “Европа, которую возглавляют сильные и решительные лидеры, всегда будет проблемой для Британии, - пишет колумнист Financial Times Джанан Ганеш. - ЕС определяет условия доступа к своему единому рынку. Он влияет на решения, которые будут влиять на Британию и над которыми у Лондона не будет никакого контроля”. По словам Ганеша, франко-немецкий тандем решителен в своем желании наказать британцев, если те откажутся выполнять требования о беспрепятственной миграции внутри ЕС. Вместе с тем именно этого будет добиваться премьер-министр Британии Тереза Мэй, о чем она уже неоднократно заявляла. Между тем потеря беспрепятственного доступа к единому европейскому рынку (ЕЕР) услуг влетит британцам в копеечку. Согласно докладу Центра исследований экономики и бизнеса (CEBR), при этом сценарии ВВП королевства уменьшится на сумму от 25 до 36 миллиардов фунтов в год. А по оценкам экспертов из Гронингенского университета, Британии не удастся восполнить потерю доступа к ЕЕР соглашениями с другими странами, учитывая, как масштабен этот рынок и насколько близко он расположен к королевству. Из доклада аналитиков следует, что, потеряв доступ к ЕЕР, королевство лишится 18 процентов экспорта добавленной стоимости. Заключив же новое выгодное соглашение о свободной торговле с США, Лондон “отыграет” лишь два процента.
Лиана Минасян |