|
Китай становится одной из самых мощных военно-морских держав мира. Об этом на неделе с восторгом сообщило государственное информагентство страны “Синьхуа” в связи с тем, что в порту Далянь был спущен на воду второй китайский авианосец “Шаньдун”
Как подчеркнуло “Синьхуа”, со временем реализация программы строительства авианосцев сделает Китай обладателем второго океанского флота в мире после США. Кстати, “Шаньдун” был построен в рекордные сроки. Его разработка началась в 2013-м, а строительство - в 2015 году. Новый авианосец - первый подобный корабль, полностью построенный в Поднебесной. Его характеристики: длина - 315 метров, ширина - 75 метров, водоизмещение - 70 тысяч тонн, крейсерская скорость - 31 морской узел. На борту авианосца смогут разместиться 36 истребителей J-15. Спуск на воду второго по счету авианосца это серьезная заявка Китая на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правда, американские авианосцы типа “Джеральд Р. Форд” в полтора раза превосходят его по водоизмещению и числу самолетов палубной авиации. К тому же два из 11 авианосцев США находятся сейчас недалеко от Корейского полуострова. Новый китайский авианосец построен по переработанному проекту первого авианосца КНР “Ляонин”. В свою очередь, “Ляонин” - это советский проект 1143.6, который китайцы доработали, используя предоставленную российской стороной и полученную на Украине документацию (сам корабль, носивший имя “Варяг”, был куплен на Украине). Принципиальных отличий от советского проекта нет, но изменены планировка помещений, форма палубы и полностью изменено радиоэлектронное оснащение: системы управления, радиолокационные станции и т. п.
И то, что Китай спустил на воду очередной авианосец, укладывается в общую концепцию китайского флота, который сейчас развивается очень динамично. Этот корабль был построен просто в рекордные сроки, всего за 3,5 года. Интересно, что Китай адаптирует бывший советский проект под свои самолеты J-15. То есть параллельно еще и развивает собственную палубную авиацию. В третьем авианосце, который сейчас строится в Шанхае, будет еще больше изменений. Известно, что он будет немного больше и оснащен паровой катапультой. После того как его достроят, настанет время строительства еще как минимум двух авианосцев, которые будут являться большими атомными авианосцами американского образца. Но это будет происходить уже в следующем десятилетии. Но есть один нюанс. Китайские палубные самолеты тяжелые и не могут достигнуть скорости взлета только за счет силы двигателей. Поэтому их разгоняют катапультой. Минус катапульты в том, что это сложное техническое устройство, и если оно выйдет из строя, полеты прекратятся. Трамплин, который применяется на кораблях других стран, надежнее. Возможно, катапульты будут на третьем китайском авианосце, но это не точно, так как открытой прямой информации об этом нет. Есть данные только со спутниковых снимков. Предположительно первые три авианосца, включая “Ляонин”, предназначены для действий в омывающих Китай морях, а последующие корабли будут действовать в мировом океане. Где-нибудь у берегов Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и т. д. По сути, китайцы строят второй океанский флот мира с перспективой его выдвижения на первое место к середине XXI века. Но даже в следующем десятилетии этот флот будет в состоянии обеспечивать ключевые интересы Пекина в удаленных районах земного шара. Развитие китайского флота оправдано тем, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе сейчас накаляется обстановка. Очень напряженная ситуация вокруг двух государств на Корейском полуострове, и, кроме того, здесь много старых территориальных споров. Если в Европе они находятся в замороженном состоянии, как на Кипре, то в АТР могут вспыхнуть в любой момент. Китайская программа по строительству авианосцев связана со сменой стратегии ВМФ Китая, который в 2015 году объявил о переходе от защиты прибрежной территории к операциям в открытых морях. КНР, напомним, имеет ряд территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также обширную океанскую торговлю, которая требует самой современной защиты. Кроме того, Китай может себе это позволить. Экономика страны в последние двадцать лет очень динамично росла. Особенно это сказалось на финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Принято считать, что на эти цели для должного развития нужно выделять ежегодно до двух процентов от ВВП. Китай выделяет больше.
Константин Сыроежкин, политолог |