Зарубежные СМИ - о первом туре президентских выборов во Франции
The Guardian (Лондон, Великобритания) Взятие Бастилии в 1789 году установило высокую планку. Поэтому найдется мало других слов, которые бы следовало употреблять с большей осмотрительностью, чем “Французская революция”. Но тем не менее результаты первого тура выборов во Франции можно назвать эпохальным политическим потрясением. Впервые за почти 60-летнюю историю Пятой республики во втором раунде 7 мая сойдутся два кандидата-аутсайдера: Эмманюэль Макрон и Марин Ле Пен. Кто бы из них ни победил, Франция пойдет по новому политическому курсу, что чревато последствиями и для нее самой, и для остальной Европы. Поражение главных партий - унижение для современной французской партийной политики левых и правых. 7 мая Франции предстоит сделать абсолютно ясный выбор. Выбор между открытостью и фанатизмом, интернационализмом и национализмом, оптимизмом и ненавистью, реакцией и реформой, надеждой и страхом. Теперь Франция должна вновь подняться через две недели и довести дело до конца, проголосовав за господина Макрона. Господин Макрон является воплощением надежды для переживающей огромные проблемы страны.
Le Monde (Париж, Франция) Столкнулись две страны: сельская, которая голосовала преимущественно за Марин Ле Пен, и городская, отдающая предпочтение Эмманюэлю Макрону. Редко, когда разлом между двумя Франциями на карте выборов бывает столь очевидным. Даже двойной разлом: между сельской и городской Франциями, с одной стороны, и востоком и западом - с другой. Было примерно 22.33 на часах, когда показатели Марин Ле Пен и Эмманюэля Макрона поравнялись на отметке 23,1 процента голосов. До этого впереди была кандидат от “Национального фронта”, так как первыми приходили результаты из небольших коммун. В самом начале она опережала своего соперника больше чем на четыре процента. Но затем по мере поступления результатов из более крупных городов итоги выборов начали меняться в другую сторону. В конечном счете крупные города обеспечили кандидату от движения “Вперед!” преимущество в 2,5 процента. Еще более показательны итоги голосования в Париже, которые еще никогда так не разнились с результатами по стране. В столице господин Макрон получил 34,83 процента (на 11 процентов больше, чем по стране), а Марин Ле Пен не сумела преодолеть планку в пять процентов, получив всего 4,99 процента голосов (на 16,5 процента меньше ее национального результата).
Le Figaro (Париж, Франция) Жажда перемен на фоне пятилетки Франсуа Олланда, признанной всеми провальной, еще никогда не была так сильна. И правые впервые в своей истории не будут представлены во втором туре президентских выборов. Эмманюэль Макрон практически наверняка станет следующим президентом Франции. Через две недели Франсуа Олланд передаст ключи от Елисейского дворца своему бывшему советнику, своему бывшему министру экономики. Конечно, если выбирать между гриппом и холерой - между продолжением олландовского спада и немедленной катастрофой - политической, социальной и финансовой в случае выхода страны из зоны евро, то выбор становится очевиден. Экономический проект Марин Ле Пен слишком безумен, чтобы можно было отдать за нее свой голос, основываясь на каких-то других доводах. Однако отказ от экономической авантюры и выбор в пользу Эмманюэля Макрона означает угодить в политический капкан, расставленный теми, кто до этого с фанатизмом методично уничтожал кандидата в президенты от “республиканцев” Франсуа Фийона, а сегодня торжественно клянется распевать гимн “союза всех республиканцев”. Давайте будем откровенны: “объединение республиканцев”, на которое тотчас же слетятся представители правых и которое ставит себе целью “преградить путь “Национальному фронту”, - это еще большее надувательство. Оно вобьет последний гвоздь в крышку гроба правых республиканцев, приговорив тех сначала к сгоранию, а потом и к исчезновению. И все это сослужит прекрасную службу “Национальному фронту”, который станет единственной оппозиционной силой в стране и гарантирует себе приход к власти, как та самая неизбежная альтернатива. |