На этой неделе произошло событие, которое для многих наблюдателей стало полной неожиданностью. Тегеран предложил Грузии создать транспортный коридор между Персидским заливом и Черным морем. Об этом заявил глава МИДа Ирана Мохаммад Джавад Зариф, который прибыл в Грузию в понедельник с двухдневным официальным визитом
По его словам, “в случае строительства коридора откроются большие возможности, цена перевозок будет очень низкой”. Но для осуществления этой идеи Тегерана “сотрудничество Грузии, Ирана, Армении, Азербайджана обязательно”. Транспортный коридор, призванный объединить Персидский залив с Черным морем, начал обсуждаться еще в прошлом году. Тегеран хочет создать альтернативный маршрут доставки грузов в Европу, минуя Азербайджан, Турцию и Россию. Предполагается, что маршрут пройдет через Армению, Грузию, далее по морю войдет в Болгарию - главные ворота в Европу. А дальше грузы могут пойти в Грецию и даже в Италию. Проект уже поддержали все его потенциальные участники. Болгария согласилась сделать порты Варна и Бургас точками входа иранского каравана. При необходимости болгары даже готовы построить специализированные терминалы. Ведь Европе не менее интересен открывающийся рынок Ближнего Востока, чем Ирану - к Балканскому полуострову. Кроме того, в перспективе к этому коридору могут присоединиться новые рынки - Ирак и Сирия (после окончания войны), а также не исключается присоединение Индии и Омана. Иран, освободившись от санкций, решил выбрать Армению как главного партнера для транзита своих товаров. Предполагаемый маршрут: Мегри - Вайоц - Дзор - Ерасх, далее железной дорогой до морского порта Поти в Грузии, откуда через Черное море в болгарский порт. Этот маршрут может оказаться реальной альтернативой текущему маршруту поставок иранских товаров через Азербайджан и Турцию. Во-первых, он обещает быть более удобным. Новое направление сокращает путь грузовиков на 60 километров и должно стать более дешевым. К тому же на границе с Турцией постоянно возникают очереди. Во-вторых, важную роль играют политические факторы. Ирану проще договориться с Арменией и Грузией и стать более независимым от Турции, которая является его соперником в регионе и отношения с которой по ряду важных вопросов нельзя назвать безоблачными. Так, в турецких районах, населенных курдами, периодически загораются грузовики и автобусы, следующие из Ирана. Тегеран постоянно требует компенсировать ущерб, однако Анкара на это не идет. С Арменией у Ирана нет никаких политических противоречий. И, конечно, новый маршрут позволит Ирану ослабить позиции своего давнего соперника в каспийском бассейне. Главную сложность из-за особенностей рельефа составляет прокладка магистралей. Но коммуникации Армения - Грузия, Армения - Иран проложены и освоены уже давно, поэтому есть все основания говорить о перспективности этого проекта. С другой стороны, иранский транспортный коридор является также альтернативой российскому коридору Север - Юг. Этот коридор должен обеспечить связь между странами Балтии и Индией через Иран и Россию и составить конкуренцию морским маршрутам через Суэцкий канал. Расстояние перевозки грузов в этом случае сокращается в два и более раз. Но главное, что удается снизить стоимость перевозки контейнеров. Предполагается три варианта маршрута - через каспийские порты, через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железную дорогу Ирана, а также через Астрахань и Азербайджан. Коридор Север - Юг развивается медленно, и очевидно, что Иран после снятия санкций хочет поскорее увеличить свой товарооборот и стать крупнейшим торговым узлом в регионе. Коридор между Персидским заливом и Черным морем позволит ему быстро выйти на рынки Южной Европы и создать альтернативу российскому маршруту.
Саджад Тайери, иранский журналист |