Во вторник, 28 февраля, президент России Владимир Путин завершил свое турне по странам Средней Азии. В Бишкеке он встретился с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым, твердо решившим не бороться за пост главы государства на предстоящих выборах. Новых революций в республике не будет, и никто больше “не полезет на заборы”, заверил Атамбаев. Все выступления президента Киргизии были посвящены защите его наследия и принятых когда-то решений. Путин это стремление понял и поддержал. О том, что стало главной темой российско-киргизских переговоров, рассказывает “Лента.ру”
Резиденция “Ала-Арча”, в отличие от роскошного Дворца наций в Душанбе, выглядит скромно и напоминает скорее советский пансионат, а не дом приемов главы государства. Никаких броских украшений, зеркальных залов или мраморных стен, только люстры искрят кристаллами. Да и сама столица республики Бишкек выглядит более чем скромно. Начало нового столетия прошло в лихорадке - два президента сбегали из страны в ходе беспорядков. Алмазбек Атамбаев выучил уроки и решил не повторять ошибок предшественников. В середине февраля в ходе своего визита в Брюссель Атамбаев дал интервью телеканалу Euronews, в котором довольно эмоционально отвечал на вопросы о соблюдении прав человека в республике и отношениях с Москвой. Международным наблюдателям, выражающим обеспокоенность тем, что Бишкек оставил в силе пожизненный приговор правозащитнику Азимжану Аскарову, он рекомендовал не сидеть в Нью-Йорке или Брюсселе, а хотя бы доехать до его республики. Ежегодный индекс коррупции, составленный организацией Transparency International, согласно которому Киргизия заняла 136-е место из 176 стран, Атамбаев без раздумий назвал политизированным.
Особенно эмоционально он ответил на вопрос о том, зачем вступил в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), якобы выгодный прежде всего России. “Куда нам вступать? В Афганистан, что ли?” - недоумевал Атамбаев. Ведь в Евросоюз среднеазиатскую республику никто бы и не взял. “Я предлагал это, но мне открыто сказали: у нас нет общих границ”, - признавался президент. И не только эта тема вызвала раздражение Атамбаева в ходе интервью. Корреспондент выразил мнение, что Путин едет в Киргизию с целью обозначить удобного для Кремля кандидата в президенты страны. Такое предположение Атамбаева откровенно обидело. Времена, когда соседи влияли на внутреннюю политику республики, прошли, уверен он. “А решать, кто будет президентом Киргизии, будет не Москва, не Вашингтон”, - заявил он. Выборы президента Киргизии состоятся в ноябре 2017 года. Атамбаев, переживший недавно сердечный приступ, не раз заявлял, что не пойдет на новый срок. Таким образом, он может стать первым за долгое время лидером республики, который передаст власть мирным путем. Бывший президент Аскар Акаев в 2005 году лишился поста в результате народного протеста, названного “тюльпановой революцией”. Только при помощи спецслужб ему удалось скрыться. Спустя пять лет из Киргизии бежал и другой президент - Курманбек Бакиев, пришедший к власти на революционной волне. Во время российско-киргизских переговоров (во всяком случае, в их открытой части) Атамбаев благодарил Путина за поддержку, которую оказывает Россия в трудный период адаптации республики в ЕАЭС. Президент Киргизии подчеркивал, что он сделал правильный выбор, вступив в союз “назло всем этим слухам и сплетням”. Путин, в свою очередь, вспоминал, как “эмоционально и жестко” Атамбаев отстаивал интересы Киргизии в союзе. Предметом обсуждений стала и российская военная база, размещенная на территории республики. Соглашение о ее размещении было подписано в 2009 году. Первоначально срок действия документа заканчивался в 2016-м. Он мог быть продлен на полвека, но Атамбаев настоял лишь на 15-летней пролонгации. И признавался, что ему стоило многих нервов продавить такое решение. Но на пресс-конференции по итогам переговоров президент республики подчеркнул, что Россия лишь хочет помочь Киргизии укрепить собственные вооруженные силы. Путин эту мысль поддержал. “Если когда-то Киргизия скажет, что укрепил свои силы настолько, что база не нужна, мы уйдем”, - заверил он. Выступая перед журналистами подчеркнуто откровенно, Атамбаев все-таки предпочел замять вопрос о мнении Кремля насчет участников предстоящих президентских выборов в республике. “По транзиту власти Владимир Владимирович даже и не спрашивал!” - махнул он рукой на вопрос киргизских корреспондентов. Но дал понять: транзит пройдет спокойно.
P.S. На этом небольшое турне российского президента по Средней Азии завершилось. Находясь в Душанбе, он созвонился с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и выразил сожаление, что не смог в этот раз заехать в Ашхабад. Но пообещал сделать это в “обозримой перспективе”. В конце марта - начале апреля еще предстоят контакты с Шавкатом Мирзиеевым. Новый президент Узбекистана все никак не решится нанести первый, а значит, знаковый, государственный визит. И выбирает отнюдь не между Западом и Москвой, а между Казахстаном и Россией. |