|
Ольга Шишанова Иран - это наследие великой Персии, которая, как сказал кто-то из великих, древнее самой истории. Однако между Казахстаном и Ираном много общего, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в РК Моджтаба Дамирчилу
- Господин посол, наши страны связывают давние торгово-экономические и культурные связи. Насколько меняются они сегодня, после выхода Ирана из-под давления санкций? Каков товарооборот между двумя странами и как он изменился за прошедший год? - Взаимоотношения между Казахстаном и Ираном за последние 25 лет, со дня обретения вашей страной независимости, развивались весьма хорошо и конструктивно. Также Исламская Республика Иран является одной из первых стран, которая признала независимость Казахстана, и в этом году исполняется 25 лет, как между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех казахстанцев с 25-летием независимости. Добавлю, что на протяжении прошедшей четверти века сложились очень хорошие взаимоотношения между официальными лицами двух государств и на высоком уровне, особенно между президентами и между представителями частного бизнеса Казахстана и Ирана. У нас имеется множество межгосударственных соглашений в сфере политических и правовых связей, экономических и культурных взаимоотношений. А еще - в сфере частного бизнеса двух стран, между торговыми компаниями, в области взаимных инвестиций. Но, конечно, в разные годы взаимоотношения между нашими двумя государствами развивались не всегда одинаково, потому что, как вы уже отметили, оказали влияние введенные против Ирана санкции, но мы надеемся, что в будущем уровень взаимоотношений между Казахстаном и Ираном выйдет на новый виток развития. Кроме того, после международных соглашений Ирана со странами группы “шестерки” проявилась более активная работа в торгово-экономической сфере, были сделаны взаимные визиты на уровне официальных лиц двух стран, заключено много экономических соглашений, в апреле 2016 года совершен весьма успешный визит президента РК в Иран.
Сегодня существует также очень большая заинтересованность между предприятиями обеих стран для активного развития торгово-экономических взаимоотношений, но на самом деле на практике эта активность пока не наблюдается. Для того чтобы реализовать это в полной мере, особенно в секторе частного бизнеса, госорганы должны приложить максимум усилий и заняться практическим решением этих вопросов. Необходимо активизировать и взаимоотношения между банками обеих стран, в этой сфере я хотел бы привести пример такого сотрудничества между Национальным банком Казахстана и Центральным банком Ирана. Стоит обратить внимание, что сегодня торгово-экономические отношения между Ираном и Западом более активны, чем между Ираном и Казахстаном. Говоря же о скорости развития и объемах товарооборота между Казахстаном и Ираном, скажу, что в 2015 году эта цифра составила 600 миллионов долларов, что говорит о 30-процентном снижении в сравнении с годом предыдущим. На создавшееся положение повлияли фактор мировых цен на энергоресурсы и экономическая ситуация в Казахстане, в то же время мы надеемся, что сумеем преодолеть эти темпы снижения и добиться роста.
- Насколько сегодня востребован транспортный коридор Казахстан - Туркменистан - Иран (Жанаозен - Кызылкия - Берекет - Этрек - Горган)? В то же время Китай в рамках проекта расширения “Шелковый путь” планирует строительство железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран. С вашей точки зрения, не снизит ли китайский проект востребованность построенного коридора Казахстан - Иран? - Сфера транспорта является тем сектором, на который сегодня обращают внимание не только наши две страны, но и государства региона придают этому вопросу весьма большое значение. Поэтому, говоря о транспортных связях, коммуникациях, мы можем заявить, что между нашими двумя странами очень хорошее взаимодействие в сфере автодорожного, морского, железнодорожного транспорта и воздушного сообщения. К тому же развитие транспортной инфраструктуры дает возможность и для развития сотрудничества в будущем, в том плане что позволяет Казахстану выйти на новые рынки, а Ирану предоставляет доступ к рынкам России и Китая. Транспортное железнодорожное сообщение Ирана имеет два пункта соединения с Центральной Азией - это станция Серахс, которая была открыта в 1996 году, и станция в провинции Горган, соединяющая Иран с Туркменистаном - трехсторонний железнодорожный путь, открытый в декабре 2014 года с участием глав трех стран. Одной из особенностей открытия этого транспортного сообщения было создание трехстороннего комитета, который занимается решением вопроса организации общих правил железнодорожного транспорта и введения на нем общих транзитных тарифов. Также этот транспортный коридор способствует экспорту иранских товаров на юг России, в регионы Китая - на сегодняшний день китайская сторона уже успела даже осуществить по нему перевозку партии товаров. Проявляет заинтересованность в этом проекте и Индия - сейчас идут соответствующие переговоры по этому поводу плюс решается вопрос планирования постоянных транспортных сообщений в рамках проекта. При этом все перечисленные железнодорожные пути имеют свои возможности, свои преимущества и свои транспортные объемы для оказания различных транспортных услуг регионам. Нам, конечно, известно о китайских экономических и транспортных проектах, но надо сказать, что они не мешают другим параллельным задачам, а напротив - даже помогают более широкому развитию регионов.
- В последнее время наблюдается активное расширение Ирана в Закавказье. Как сегодня складываются взаимоотношения Тегерана с Баку и Ереваном, учитывая вашу давнюю дружбу с обоими государствами и их обострившиеся в последнее время противостояние в Карабахе? - Иран имеет давние взаимоотношения со странами Кавказа, особенно с Арменией и Азербайджаном. Они являются ближайшими соседями Ирана на севере, также считая свои взаимоотношения с нашей страной весьма важными. Иран, в свою очередь, придает весьма важное значение безопасности и миру в этих государствах, будучи всегда заинтересованным в сохранении в них стабильности. Поэтому во время возникновения конфликтов между этими странами МИД и Минобороны Ирана обращались к своим коллегам в Армении и Азербайджане с призывами мирного решения конфликтов, так как нас волнует эта ситуация и мы ей очень озабочены. Наше видение - решение вопросов в этих приграничных странах в рамках международного права. Хотелось бы добавить, что за прошедшие четверть века конфликта в Карабахе вся эта ситуация отрицательно повлияла на наши экономики, на развитие взаимоотношений Ирана со странами Кавказского региона, были приостановлены экономические проекты, например, железнодорожное сообщение между Ираном и странами Кавказа, Россией, что также отрицательно сказалось на экономическом развитии всего региона. Поэтому Иран стремится помочь обеим странам - и Армении, и Азербайджану - выйти из этой кризисной ситуации, решить мирным путем все разногласия на основе международного права.
- Господин посол, после снятия санкций Иран увеличил объемы добычи и экспорта энергоресурсов. Насколько снизившиеся цены на нефть повлияли на состояние бюджета страны? - Снижение цен на нефть началось примерно два года назад - в начале июня 2014 года, когда на мировом нефтяном рынке цены на нефть упали от ста долларов до сорока. Но это никак не повлияло на наше увеличение добычи и реализацию нефти, хотя снижение расценок на нефть зависит от многих факторов, в первую очередь - от экономических и политических. Дело в том, что со снижением экономической активности в мире падает потребление энергии, однако некоторые страны - экспортеры нефти, которые входят в ОПЕК, в течение упомянутых двух лет начали наращивать производство нефти, и в то время когда из-за санкций Иран снизил объемы производства нефти, они эту его часть компенсировали. Одновременно в мире были приняты во внимание и другие виды и источники энергии, которые получили свое развитие, что также повлияло на образование цен на нефть. Конечно, Иран по разным причинам хотел бы увеличения цены на нефть, с одной стороны, для увеличения доходов, которые были снижены во время санкций, с другой - чтобы инвестировать средства в свою нефтегазовую отрасль. Отсюда - желание Ирана, чтобы страны - члены ОПЕК и другие государства - крупные производители нефти - вели согласованную политику в ее добыче.
- Недавно был открыт авиарейс “Эйр Астаны” Алматы - Тегеран. Самолеты компании совершают по три рейса в неделю в Тегеран и обратно в Алматы. Насколько вы ждете активизации торгово-экономических и культурных контактов между нашими странами с открытием этого авиасообщения? И как сложно сегодня получить иранскую визу гражданам РК? - Мы считаем, что открытие новых и увеличение прямых авиарейсов окажет очень позитивное влияние на развитие взаимоотношений как между экономически активными представителями бизнес-структур, так и между путешествующим населением. Увеличение таких рейсов приводит к уменьшению материальных расходов, к уменьшению времени, затрачиваемого на поездку, но позволяет увеличить время пребывания граждан и степень их познания как страны посещения, так и местного населения. Казахстанцы, желающие посетить Иран, не имеют никаких проблем при получении визы как при обращении в посольство Ирана в Астане, так и в Генеральные консульства Ирана, что находятся в Алматы и Актау. Виза будет оформлена им в течение двух дней. Даже те, кто не сможет по разным причинам получить въездную визу указанными способами, смогут это сделать по прибытии в аэропортах Ирана. К тому же мы сейчас готовим новые услуги, касающиеся вопросов дистанционного оформления визы, благодаря чему отпадет необходимость присутствия в посольстве при подаче документов, что сократит время получения визы, в том числе и в аэропорту. Кроме того, в процессе переговоров сегодня достигнуты соглашения по облегчению получения визы и для иранских граждан в Казахстан. Надеюсь, что это ускорит время получения визы для граждан Ирана, что благоприятно отразится на бизнес-посещениях и двусторонних экономических договоренностях.
- Иран всегда славился своими искусными мастерами, знаменитыми во всем мире. Столичным жителям и гостям города однажды посчастливилось лицезреть замечательные выставки мастеров искусств из Ирана. Ожидается ли и в дальнейшем творческий взаимообмен между Казахстаном и Ираном? - Вы правы, у нас очень хорошо налажено международное культурное сотрудничество между двумя странами, часто проводятся культурные мероприятия. Например, в прошедшем июле Астану посетил иранский музыкальный ансамбль национальной музыки, во время празднования Наурыза в Астане и Алматы были открыты выставки иранского ремесла, а в будущем январе 2017 года в честь 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами мы также намереваемся провести несколько художественных мероприятий. В планах - участие и в международной выставке Астана ЭКСПО-2017, где Иран будет иметь свой павильон, в котором различные творческие группы продемонстрируют как культурные программы, так и свое художественное творчество.
- Что вы можете рассказать о туристическом обмене между Казахстаном и Ираном? - Сфера туризма - очень хороший сектор для взаимного сотрудничества, что способствует взаимным поездкам граждан и взаимному знакомству со странами. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня в этой сфере не проводилось совместной работы между нашими государствами, что повлияло на отсутствие информации у населения обеих стран, также были малочисленными авиарейсы, проблемы с получением визы. Надеюсь, что в будущем увеличение количества взаимных поездок населения, увеличение двусторонней информации о наших странах благоприятно повлияет на этот сектор, увеличив объем туристических поездок в обоих направлениях. Тем более что в таком секторе у нас имеется очень большой потенциал для его развития - это природный и медицинский туризм, а также посещение исторических достопримечательностей.
Фото Радмира Фахрутдинова, Астана |