Происходящие сейчас события на Корейском полуострове все больше вызывают опасение и тревогу
Судя по заявлению президента Южной Кореи Пак Кын Хе, сделанному в начале этой недели, Сеул поставил крест на диалоге с КНДР, потребовав, чтобы сначала Пхеньян прекратил свои ядерные разработки. Южная Корея, как известно, после проведения северянами четвертого ядерного испытания и запуска спутника в январе-феврале сего года прервала все линии связи с Севером и закрыла последний объект двустороннего экономического сотрудничества - совместный промышленный район в Кэсоне. В связи с этим стоит напомнить прозвучавшие на VII съезде Трудовой партии Кореи (ТПК), проходившем в мае, примирительные инициативы в адрес Сеула: о проведении переговоров между военными представителями на высоком уровне, а затем и о созыве в августе межкорейского совещания по вопросам объединения. Приглашение к диалогу руководство КНДР направляло и Вашингтону. В частности, оно включало весьма высоко оцененную экспертами идею так называемой пакетной сделки по схеме “мораторий на мораторий”: Пхеньян воздерживается на определенный период от проведения ракетно-ядерных испытаний, США - от ежегодных крупномасштабных совместных с Южной Кореей военных маневров вблизи границы или хотя бы переносит их в более удаленные от Северной Кореи районы. К сожалению, эти, как и предшествующие, предложения КНДР были с порога отвергнуты. Уже привычным объяснением подобного нигилистического подхода стало утверждение о том, что все миролюбивые шаги Пхеньяна представляют собой лишь пропагандистское прикрытие готовящихся “провокаций”, к которым-де надо заблаговременно готовиться, а не тратить время на изучение дипломатических сигналов, исходящих с берегов Тэдонгана. Категорический отказ от диалога с КНДР свидетельствует только об одном - о существовании у Вашингтона, Сеула и их союзников альтернативной повестки, нацеленной на смену режима в КНДР посредством максимального ужесточения санкций, давления на Северную Корею и ее изоляцию. Этим и определяется негативный подход Сеула к приглашению Пхеньяна возобновить обсуждение перспектив национального объединения, приурочив соответствующую встречу к 15 августа, когда будет отмечаться 71-я годовщина освобождения Кореи от японского колониального владычества. Здесь видны фундаментальные расхождения сторон по вопросу о путях воссоединения разделенной нации. Нынешнее руководство в Сеуле стремится добиться объединения Кореи по германскому варианту, то есть путем поглощения Севера, и пытается представить подобный сценарий делом ближайшего будущего. Пхеньян предлагает иной путь - объединение на базе создания конфедеративной республики. Эта программа, разработанная еще при Ким Ир Сене, была подтверждена в инициативах в адрес Южной Кореи, прозвучавших в мае-июне. Суть северокорейской идеи сводится к образованию конфедеративной республики, предусматривающей существование двух общественных систем и двух правительств в рамках одной нации и одного государства. При этом, по убеждению Пхеньяна, в ходе объединения ключевым должен быть внутрикорейский, а не международный фактор. В КНДР уверены, что две корейские стороны не должны слепо копировать опыт других стран, а должны формировать структуру, соответствующую историческому опыту корейцев. Все эти мирные инициативы Пхеньяна были сформулированы на последнем, майском партийном съезде. По нашему убеждению, это событие, заслуживающее гораздо большего внимания, чем ему уделили мировые СМИ. Среди его наиболее важных итогов следует выделить следующие: завершение переходного периода становления руководства Ким Чен Ына, подтвердив как преемственность по отношению к курсу предыдущего руководства, так и жизнеспособность новых ориентиров и установок. Был закреплен также курс на параллельное развитие экономики и ядерных сил сдерживания. Одним из излюбленных тезисов зарубежных критиков такого подхода является утверждение о невозможности совместить эти две цели. Мол, государство, создающее ядерное оружие, не способно успешно осуществлять программу экономического развития и повышения жизненного уровня населения. Однако практика развития КНДР показывает обратное. Даже в условиях ужесточающихся санкций продолжается умеренный, но последовательный рост ВВП, происходит все более широкое внедрение экономических новаций, обеспечивших и непрекращающийся строительный бум, прежде всего в столице, и рост сбора урожаев в последние годы, что существенно сокращает продовольственный дефицит. Искандер Исаев, политолог |