|
Ислам играет все более заметную роль в современном мире. Причем ислам - это не только религия, но и протестная идеология, глобальная альтернатива существующему миропорядку. Однако в то время, как одни исламисты рассчитывают прийти к власти конституционными методами, другие рубят головы и устраивают теракты. С кем из исламистов можно вести диалог и что бывает, когда они приходят во власть, об этом “Лента.ру” поговорила с экспертом Московского центра Карнеги, востоковедом Алексеем Малашенко
- Давайте для начала проясним один термин, которым нам придется часто пользоваться во время беседы. Что такое “исламизм”? - Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение для понимания того, что происходит сейчас не только на Ближнем Востоке, но и вообще в отношениях мусульманского мира со всеми немусульманами. Исламизм - это одновременно и политическая, и идеологическая концепция, в основе которой лежит представление о том, как надо перестроить общество на основе ислама, как реализовать “исламскую альтернативу”. Ближневосточные мусульманские страны провалились, строя национальные проекты на базе западных идей - египетский социализм, баасистский социализм и так далее. На мой взгляд, где-то в 1970-х все больше жителей Ближнего Востока (как интеллектуалов, так и людей улицы) стали приходить к мысли, что именно ислам - это ответ на все их вопросы. То есть они начали воспринимать ислам как глобальную альтернативу существующему миропорядку. И вот что важно: если, например, мы возьмем коммунистическую идею, то кто ее автор? Карл Маркс, обычный человек. А кто, с точки зрения исламистов, указал им путь, которым надо следовать? Сам Аллах через своего Пророка. Разве этот путь может быть неверным? Принципиально важно еще и то, что ислам, в отличие от других религий, если так можно выразиться, очень сильно обмирщен. В нем есть предписания, регламентирующие не только духовную, но и светскую жизнь - политическая концепция, экономика, свод законов. Ислам - это не просто религия, это образ жизни. Квинтэссенция всего этого - та самая исламская альтернатива, за реализацию которой и борются исламисты. В отличие от христианства, в исламе нет “Богу - богово, Кесарю - кесарево”. Наоборот, там есть такая формулировка “ислам - это религия и государство”. - Часто используется формулировка “умеренные исламисты”. Чем они отличаются от “неумеренных”? - Это принципиальный вопрос. Постоянно приходится слышать: “С исламистами не о чем говорить, все они головорезы! Посмотрите на ИГ, на “Аль-Каиду”. Но в реальности все намного сложнее. Несколько упрощая, можно объяснить разницу между исламистами на примере их отношения к построению исламского государства. Не ИГ, а государства, созданного на основе ислама. Одни исламисты говорят: “Да, нам нужен халифат, и он обязательно будет построен, но не надо торопиться. Давайте подождем, пока общество дорастет до понимания того, что всем надо жить по шариату. Это долгий процесс, но, не прибегая к насилию, мы спасем массу жизней. Давайте бороться политическими методами”. Это прагматики, умеренные исламисты. Их партии есть во многих парламентах. Вторая категория - это те, кто говорит: “Мы не можем долго ждать”. Они устраивают демонстрации, бьют окна, поджигают машины. Они апеллируют к радикально настроенным массам. Можно ли с этими людьми иметь дело? Я думаю, да. Но есть и третья категория исламистов. Это те, кто требует построения исламского государства немедленно и любой ценой. Ради этого они готовы резать головы, устраивать взрывы. Конечно, террористов, преступников надо уничтожать. Но искоренить этот феномен, существующий в рамках исламизма, очень сложно, если вообще возможно. - Как в исламском мире относятся к ИГ? Считают ли мусульмане, что созданный Аль-Багдади халифат - это и есть подлинное воплощение исламских ценностей? - Смотря о ком мы говорим. Элиты, конечно, выступают против ИГ, поскольку видят в нем угрозу. Ведь радикалы обвиняют эти элиты в том, что они лицемерны, погрязли в коррупции, отошли от ислама, стали мунафиками. В Тунисе, Египте и Ливии это все закончилось арабской весной. Что касается обычных людей, то многие думают примерно так: “Вот у нас коррупция, несправедливость, а в халифате шариат. А то, что про ИГ гадости пишут, так это проклятый Запад клевещет!” - Почему исламисты, придя к власти, удержать ее не могут? - Находиться в оппозиции проще, чем во власти. Знай себе, именем Аллаха критикуй действующего правителя. Но когда ты сам правитель, надо заниматься не идеологией, не вопросами веры, а конкретными делами. Многие ли из исламистов умеют это делать? К тому же проведение реформ требует времени. И это не год, не два и не три. А пока эти реформы не дали результата, с двух флангов формируется оппозиция. Одни говорят: “Вот вы пришли к власти - и что? Где улучшения? Дороги по-прежнему плохие, бензин дорогой. А Запад теперь не помогает”. С другого фланга слышится: “Вы недостаточно жесткие, вы недостаточно насаждаете шариат. Надо головы рубить!”. То есть умеренные исламисты оказываются под огнем критики и со стороны радикалов, и со стороны светской оппозиции. Лучший способ дискредитировать исламистов - допустить их до власти. Но добровольно их никто не пустит. А если они пойдут к власти постепенно, через парламентские выборы, то в процессе будут раскалываться. Главное не пытаться исламистов запрещать, потому что это только способствует росту их популярности. - Как тогда быть с турецкой Партией справедливости и развития? Это умеренные исламисты? Если да, то разве партия Эрдогана не может считаться успешной? - Хороший вопрос. Турковеды наши много об этом спорят. На мой взгляд, Эрдоган - типичный умеренный исламист. Но он исламист с европейскими претензиями. То есть ему и Турцию в Европу привести хочется, и ислама хочется. Причем такого ислама, чтобы он не мешал проводить реформы и служил его политическим целям. Долгое время Эрдоган был очень успешен. Но сегодня он на развилке: если Турцию в Европу не пустят (а многие европейцы не готовы к такому сближению), то куда податься? В ислам. Однако как умеренный исламист он уже не слишком интересен. Поэтому в Турции сейчас очень боятся - я это от многих людей слышал и в Анкаре, и в Стамбуле, что Эрдогана сменит, условно говоря, “турецкий Хомейни”. - Существуют ли эффективные способы противодействия исламскому радикализму? - Во-первых, бороться надо именно с радикалами. С теми, кто по горам с автоматами бегает и людей убивает. Во-вторых, когда кто-то предлагает “исламскую альтернативу”, в ответ тоже надо что-то предложить. Почему, например, у нас в Дагестане люди идут в шариатские суды? Потому что не доверяют официальным судам. Люди ищут справедливости в исламе, потому что не могут найти ее в светском государстве. Не хотите, чтобы исламисты набирали популярность - постройте нормальное государство. Если все государственные институты хорошо работают, то перестраивать ничего не надо, ислам остается религией, а не становится протестной идеологией. |