|
В Киеве назвали победу на конкурсе основанием для возврата Крыма, а в Москве - проигрышем Минского процесса, пишет “Независимая газета”. Чисто музыкальный, как подчеркивают организаторы, конкурс песни “Евровидение” в последние годы стал площадкой для самых настоящих политических сражений. Причем больше всего его политизируют как раз постсоветские страны
Весьма ярко это проявилось в ночь на воскресенье, когда в битве за первое место сошлись Россия и Украина. Этому предшествовала интрига - профессиональные судьи поставили наивысший балл исполнительнице из Австралии, а фаворитом у телеаудитории конкурса стал российский представитель Сергей Лазарев. Победа является итогом сложения голосов телезрителей и жюри, и она досталась украинской певице Джамале с композицией “1944”, посвященной депортации татарского населения Крыма советскими властями. В тексте песни многие усмотрели условные параллели с Крымом сегодняшним. “Когда у порога появляются незнакомцы, переступают порог вашего дома. Они лишают вас всех жизни и говорят: “Это не наша вина...” Не наша вина. О чем вы думали? Все человечество в слезах. Вы возомнили себя богами, но все смертны, не поглощайте мою душу, наши души”, - пела Джамала в Стокгольме. Политические песни на конкурсе, как известно, запрещены, поэтому украинские организаторы сделали акцент на том, что Джамала презентует песню, посвященную депортации своих родных. Певица, как она сама рассказала в интервью, знает эту историю со слов своей бабушки.
Наблюдатели уже подметили, что победа Джамалы с песней про Крым будет интересна хотя бы реакцией на нее в подконтрольных Кремлю медиа. Имелось в виду обсуждение конкурса в эфире телешоу, которое, как правило, сопровождается многочисленными политическими оценками со стороны политиков или общественных деятелей в адрес исполнителей. Не обошлось без этого и во время трансляции. Скандал вызвали высказывания телекомментатора Дмитрия Губерниева относительно песни Джамалы. Тот сказал, что в Европе “эту композицию воспринимают как еще одну молитву о судьбах людей, которые вольно или невольно покидают свой дом в поисках лучшей жизни”. По мнению крымских татар, комментатор исказил смысл песни, заключавшейся в рассказе о трагедии целого народа. Достаточно оскорбительными сочли и его высказывания в адрес певца из Израиля Хови Стара - не произнося этого прямо, он фактически назвал исполнителя геем. “И это бывший солдат израильской армии? - с иронией заметил комментатор. - Как не хватает нам такого бойца длинными вечерами на погранзаставе!” А уже в самом конце конкурса, когда стало понятно, что “Евровидение” едет не в Москву, а в Киев, комментаторы и вовсе сказали, что голосование жюри было политически ангажированным. Стоит отметить, что политику в конкурс пытаются привнести не только Россия и Украина. Скажем, участница из Армении Иветта Мукучян в прямом эфире полуфинала помахала на камеру флагом Нагорного Карабаха, являющегося предметом территориального спора с Азербайджаном. Но политикам из Москвы и Киева в плане попыток придания музыкальному конкурсу политической окраски равных точно нет. Скажем, перед финалом в Украине звучали призывы отказаться от участия в конкурсе в случае победы Сергея Лазарева. Стоит отметить, что, с точки зрения политических взглядов, Лазарева можно назвать вполне компромиссной фигурой, поскольку он ранее в интервью говорил, что не считает Крым российским. Да и в рамках конкурса делал максимально корректные заявления на тему российской внутренней и внешней политики. Уже после конкурса назвал победу Джамалы предвестницей возвращения Крыма экс-премьер Украины Арсений Яценюк. “Украина побеждает и будет побеждать, Крым будет украинским!!!” - написал он. Его высказывание в качестве доказательства политизированности конкурса тут же стало активно использовать российское государственное ТВ. Зеркально ответили на победу украинской певицы и в России - причем также на весьма высоком и даже официальном уровне. Например, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич призвал Россию отказаться от участия в конкурсе: “Если на Украине ничего не изменится, не думаю, что нам надо во всем этом участвовать”. А, скажем, глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев вообще заявил, что из-за победы Джамалы “проиграл Минский процесс”: “В том числе и усилия команды президента Порошенко, кстати. Ей и без того невероятно трудно собрать необходимое большинство для принятия первоочередных пунктов “Минска” - законов о децентрализации, амнистии и т.п. Теперь стимулов еще меньше: зачем менять законы, договариваться, если “Европа с нами”? Запад нам поможет”. Впрочем, музыканты, продюсеры российских конкурсантов, российские фанаты “Евровидения” такую точку зрения, понятно, не разделяют. И единственное, что их беспокоит, - это невозможность беспрепятственного въезда на территорию Украины во время следующего конкурса. Как известно, из-за конфликта между двумя нашими странами пограничные органы Украины ввели ограничения на перемещения граждан и закрыли авиасообщение между Москвой и Киевом. Впрочем, недовольство итогами конкурса - это уже традиционное явление на “Евровидении”. Скажем, представитель “Первого канала” Юрий Аксюта в Стокгольме заявил, что, “несмотря на слив песни Лазарева профессиональным жюри, участвовать в конкурсе все равно надо”. |