|
Последние месяцы проходят в Украине под знаком политического кризиса. Его составляющими стали кризис парламентский - неспособность фракций в Верховной раде сформировать большинство и кризис правительственный - невозможность отправить в отставку правительство Арсения Яценюка
Ну и, естественно, налицо кризис институционный: президент демонстрирует отсутствие рычагов влияния на работу парламента, парламент не может контролировать кабинет министров, правительство откровенно издевается над президентом. Все это - на фоне войны на Востоке, потери партнеров и поддержки на Западе, удручающей картины в экономике и социальной сфере, общем ощущении депрессии в обществе. По сути, Украина сегодня переживает самые драматичные времена в своей новейшей истории: и в 90-е годы, и в 2014-м было тяжело, но ощущались некий запас прочности и некий оптимизм. Сейчас оптимизм тает на глазах - политические процессы в стране откровенно увязли в местечковых дрязгах и разборках, ожидании барина, который должен приехать и всех рассудить. Согласно действующей сейчас Конституции Украины (в редакции от 8 декабря 2004 года), правительство не зависит от президента. Кандидатуру премьер-министра определяет коалиция и только согласовывает ее с президентом. Далее президент вносит эту кандидатуру на рассмотрение Верховной рады. Уволить премьер-министра может тоже только Рада - президент лишен такой возможности. 16 февраля Рада не смогла отправить Арсения Яценюка в отставку, несмотря на настоятельные требования Петра Порошенко. Но премьера можно отправить в отставку, переформатировав коалицию. А если коалиция не получается, то у президента по истечении 30 дней появляется конституционное право распустить парламент и объявить досрочные выборы. Конституция, опять же, закрепляет положение вещей, при котором любой президент обречен на конфликт с премьер-министром. Даже если бы в Украине сложилась ситуация, имевшая место в Польше в нулевые годы, когда должности президента и премьера занимали братья-близнецы Качиньские, Конституция непременно сделала бы их врагами. Все среднее управленческое звено, начиная с губернаторов, находится в двойном подчинении, координация действий между ветвями власти крайне слабая, распоряжения, инструкции и директивы, спускающиеся по вертикали вниз, противоречивы, коррупционная вертикаль, обеспечивающая приток средств на самый верх пирамиды, неравномерно раздваивается на киевском уровне. Порошенко и Яценюк поработали слаженно и консолидированно два месяца с июня по август 2014 года. Дальше начались трения и конфликты, в последнее время переросшие в активное противостояние. Этому содействовало также и то, что оба политика пытались заручиться поддержкой различных групп влияния как внутри страны, так и за рубежом. Порошенко выстраивал свои отношения с Вашингтоном по линии Госдепартамента, Джона Кэрри и прямиком на Барака Обаму. Яценюк пытался заручиться поддержкой кругов, близких к вице-президенту США Джо Байдену. И это заставляло нервничать и Порошенко, и посла США в Украине Джеффри Пайетта (который одним из первых начал открыто критиковать Яценюка). Кстати, в марте 2003 года противостояние между формальным премьером Югославии Зораном Джинджичем и неформальным премьером, каковым считали посла США в Белграде Уильяма Монтгомери, закончилось весьма трагически для Джинджича. Внутри страны кланы и группы, сосредоточенные вокруг Порошенко и Яценюка, развернули между собой борьбу за остатки экономического пирога. Олигархам в этой борьбе пришлось определяться с кем они и делать соответствующие ставки. Конфликт все больше обострялся на фоне экономических неудач и социальной напряженности, а также исходя из того, что премьер Яценюк стал центром притяжения “ястребов”, активно критиковавших Минские договоренности и требующих политического реванша. Досрочные выборы могут привести к тому, что Порошенко в результате получит оппозиционно настроенный по отношению к нему парламент. Сегодня отмечается стремительный рост рейтинга Юлии Тимошенко и партии “Батькивщина”, на Востоке и Юге нарастил свое электоральное присутствие “Оппозиционный блок” (по данным некоторых социологических исследований, блок и тимошенковцы вышли на лидирующие позиции, отодвинув партию Порошенко на третье место в общем рейтинге). К тому же на поле “Блока Петра Порошенко” появился новый игрок - Михаил Саакашвили, работающий над созданием новой политической силы. Уже сейчас видно, что он становится новым любимчиком Байдена (вместо Яценюка). Плюс ко всему эксперты говорят о наличии неких договорных отношений между Саакашвили и частью старой команды Порошенко - в первую очередь, говорят о гражданине РФ Константине Григоришине, давнем партнере Порошенко, который в последнее время вступил в конфликт с Игорем Кононенко - “серым кардиналом” украинского президента. Не стоит также сбрасывать со счетов других оппонентов Порошенко - в частности, правого популиста Олега Ляшко и мэра Львова Андрея Садового. Порошенко старается обойтись без досрочных выборов. Он боится Тимошенко в роли премьер-министра (а это в случае, если тенденции, отмеченные социологами, сохранятся, практически неизбежно). Хотя после встречи с Байденом во время последнего своего визита в США Порошенко впервые заговорил о том, что теоретически сможет пойти на выборы. Инстинкт самосохранения толкает его на создание коалиции с “Народным фронтом”, но пока не хватает голосов. По состоянию на момент написания статьи потенциальная коалиция насчитывала 222 голоса (дефицит - четыре голоса). На роль нового премьер-министра Порошенко прочит нынешнего спикера Верховной рады Владимира Гройсмана. Молодой политик, бывший мэр Винницы (крупнейшего города Центральной Украины), долгое время считался тенью Порошенко. Однако некоторые его последние шаги позволяют усомниться в том, что он по-прежнему зависим от президента. 16 февраля, в день, когда Порошенко ждал отставки Яценюка в сессионном зале, именно умелая игра Гройсмана помогла премьеру остаться в своем кресле. Гройсман хорошо понимал, что отставка Яценюка тогда, в феврале, не давала возможности ему лично занять премьерское кресло - не хватало голосов, поля для маневра. Если бы отставка состоялась два месяца назад, новым премьером почти гарантированно стала бы бывшая гражданка США и нынешняя министр финансов Украины Наталья Яресько. Сейчас же шансы на премьерство Гройсмана существенно усилились, и его единственным конкурентом остается только сам Яценюк, ведь пока сложно спрогнозировать, как себя будет вести его фракция и не совершит ли демарш непосредственно перед внесением кандидатуры нового премьера. Гройсман в случае утверждения на пост премьер-министра станет заложником ситуации в коалиции. Противоречия внутри двух фракций и противоречия между фракциями будут создавать новые и новые конфликтные поля. Экономические интересы будут влиять на политику, политика будет довлеть над экономикой, и так по кругу. |