|
Алан Байтенов Одна из величайших загадок ХХ века - “нацистский поезд сокровищ”. Недавно, 9 ноября, польские власти провели пресс-конференцию, где официально объявили, что поисковая операция с привлечением новейших технических средств начнется в ближайшее время. О возможном местонахождении “золотого эшелона” рассказали два независимых археолога-профессионала. Взамен они потребовали десять процентов от стоимости всего, что найдут власти. Легенда о железнодорожном составе, заполненном до отказа предметами искусства, драгоценными металлами, ценными бумагами и предположительно чертежами современнейшего на то время оружия, живет примерно с апреля 1945 года. Мол, именно тогда нацисты, спешно отступая, аккуратно погрузили ценности и отправили состав в сторону Берлина. Однако путешествие завершить ему не удалось, и поезд остановился в другом месте. Так, считалось, что его спрятали под гору Собес в районе города Пелерсдорф, там, где находился подземный военный завод. По другой версии, золото было спрятано под горой Снежка в Судетах. Ну и по третьей, которая считается наиболее правдоподобной, он был спрятан между польскими городами Вроцлав и Валжбих. Здесь в ближайшее время и начнутся работы по оживлению легенды
Как удалось получить координаты нахождения легендарного поезда - не известно. И правда ли это - тем более. Но все обставлено очень серьезно. Чтобы не рисковать, два археолога фрилансера привлекли к делу юридическую контору, которая представляет их интересы. Главное требование - десять процентов от того, что будет найдено в тоннелях. И, по всей видимости, власти Валжбиха не созвали бы пресс-конференцию на пустом месте - скорее всего, были получены весомые доказательства. Что говорить, о проекте мы услышали и от представителя Министерства культуры Польши. Петр Жуковский призвал всех (конечно же, обращаясь в первую очередь к “черным копателям”) “прекратить поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки”. Ведь, по легенде, на борту эшелона также могут быть опасные материалы времен Второй мировой. К тому же различные источники сообщают о некоем кольце, состоящем из зарядов. Мол, одно необдуманное действие может унести жизни и навсегда уничтожить уникальную находку. На игру с историей не похоже. Видимо, действительно нашли. В этом году первый раз о новом и вроде бы точном местонахождении 98-метрового “золотого поезда” мы услышали в августе. До ноября, скорее всего, проверяли и пытались договориться с Петром Копером и Андреасом Рихтером - именно эти два человека обладают ценнейшей информацией о месте, где спрятана легенда. К слову, Петр Копер, что поселился в Нижней Силезии 13 лет назад, поначалу не верил в существование легендарного состава. Но что-то произошло, и теперь он один из главных идеологов проекта. Как отмечают специалисты, Копер и Рихтер, по всей видимости, получили доступ к официальным документам. Или же смогли найти живого свидетеля. Это великая удача - по преданию, нацисты уничтожили всех, кто хоть как-то касался дела захоронения “золотого эшелона”. Еще один факт, косвенно подтверждающий, что в районе Нижней Силезии пусть и не поезд, груженный золотом, но что-то интересное есть, - круглосуточное дежурство отрядов полиции. После того, как о начале поисковой операции рассказали официальные власти, Нижнюю Силезию захватила настоящая золотая лихорадка. Главный вопрос - есть ли там золото на самом деле? Мнения на этот счет разнятся. Так, некоторые эксперты считают, это обычный товарный состав, который вывозил оружие и боеприпасы. По другой версии, он был всего лишь платформой для перевозки тяжелого артиллерийского орудия. Однако в любом случае, имеются там драгоценности или нет, поезд представляет колоссальную ценность сам по себе. Хотя бы потому, что он успешно “скрывался” от искателей на протяжении семидесяти лет. А ведь над проектом поиска нацистского сокровища работали лучшие люди, которые состояли в штате спецслужб нескольких государств мира. Впрочем, это было давно. Сегодня прогресс в деле обнаружения предметов под землей шагнул значительно. Профессиональную аппаратуру дистанционного зондирования могут использовать и любители. К тому же прошло уже семьдесят лет. И можно предположить, что человеку, который участвовал в захоронении клада, сегодня около 100 лет. А к этому возрасту, точнее, к концу долгой, насыщенной и сложной жизни люди, как правило, становятся очень сентиментальными и могут поделиться информацией. О подробностях раскопок в районе Нижней Силезии мы узнаем в ближайшее время. Но, скорее всего, нам скажут полправды, четверть или даже одну десятую о том, что имел на борту “поезд сокровищ”. Но то, что легенда может, наконец, обрести тело, вероятность очень большая. Кстати, ненайденный состав уже начали делить. Кому принадлежит груз на самом деле, сказать сложно. Польша считает - ей. При этом независимые юристы с нетерпением ожидают, как права на содержимое состава начнут заявлять и Германия, и страны антигитлеровской коалиции. В том числе и Россия как преемник Советского Союза. И это будет интересный процесс, по сравнению с которым находка самого эшелона покажется не столь значимым событием. |