|
Тюрьмы и правосудие стран Ближнего Востока - это исключительные и ни на что не похожие явления. Здесь нет традиционных понятий, да и освободить могут, если выучишь Коран на зубок. В то же время здесь присутствуют большие сроки, смертные казни, публичная порка плетьми из сыромятной кожи, а также отсечение рук. Но есть и альтернативы - к примеру, отсечение конечности могут заменить длительным сроком за решеткой. Это веяния нового времени.
Сегодня мы попытаемся рассказать о порядках в тюрьмах стран Ближнего Востока. Ведь, правда, многие из нас видели и знают, что такое восточное гостеприимство - фешенебельные отели, великолепный сервис и прочие прелести за ваши деньги. Но почти никто не знает, и это хорошо, как там исправляют отступников. Им, к слову, может стать каждый, даже, казалось бы, за пустяковое, по европейским меркам, преступление
Первыми, кто понял, что туризм - не менее прибыльное дело, чем торговля ресурсами - Объединенные Арабские Эмираты. Однако с наплывом путешествующих власти столкнулись с новой проблемой - с нравами туристов. Поведение гостей, по мнению самых законопослушных мусульман, жителей ОАЭ, не вписывалось ни в какие рамки приличия. В общем, ситуация достигла такой точки, что приняли решение построить несколько новых тюрьм. До этого в стране работала только одна центральная - “Аль-Хаса”. Заведение было рассчитано на три тысячи заключенных. Да, было еще несколько небольших “зинданов”, как, к примеру, “Джумейра”, переделанная из бывшей конюшни шейха в эмирате Аджмане. Однако с каждым годом количество туристов, забывавших себя и ловивших курортный кураж, только росло. К тому же с развитием инфраструктуры прибывали все новые представители обслуживающего персонала, которые также могли и нарушали законы ОАЭ. Поэтому было решено ввести в строй еще одну тюрьму в Дубае. Строили с присущим размахом и запасом - шесть тысяч “постояльцев”, три блока для содержания мужчин, женщин, несовершеннолетних и иностранцев. И вот что действительно интересно - в, казалось бы, ужасной восточной тюрьме, по крайней мере, так принято считать, появились приличные столовая, спортивный комплекс и даже секции для прогулок. Это, говорят, ОАЭ подсмотрели на Западе - многие объекты в то время, да, впрочем, и сейчас, там строят с оглядкой на зарубежные аналоги. Тюрьма обошлась дорого - примерно в 80 миллионов долларов.
Но какие бы там ни были условия - в заключении тяжело. А попасть на территорию тюремного двора в Эмиратах достаточно просто. Как говорят специалисты, ранее все вопросы решались по нормам шариатского суда. Теперь ситуация немного изменилась - в ОАЭ есть Уголовный кодекс всей страны и УК конкретного эмирата. Но все равно - многие моменты базируются на этических нормах принятой религии. Так вот, кража, грабеж, нанесение оскорбления действием, приставание к женщинам рассматриваются как преступления государственного характера. Да, все перечисленное - это преступления. Но у нас несколько иное представление о понятиях “нанесение оскорбления действием” или “приставание к женщинам”. Вот такой случай - пакистанского туриста приговорили к шести месяцам тюрьмы только за то, что он коснулся женщины на улице. Говорят, что он был пьян и от этого неловок. Впрочем, его состояние как раз и сыграло ключевую роль в определении срока заключения. Что же касается “нанесения оскорбления действием”, то под эту формулировку можно при желании подтянуть все, что угодно: от неподобающего поведения в общественном месте - курения или распития спиртных напитков - до публичной драки. Согласитесь, совершенно разные по тяжести проступки, которые караются почти одинаково. В общем, это не Турция со своим сверхлояльным отношением к туристам - здесь тебя вмиг переведут из пятизвездочного отеля на жесткие нары.
Что же касается убийств, растления малолетних, торговли наркотиками, то они попадают под сверхсерьезную категорию - “угроза национальной безопасности”. И это уже смертная казнь. К слову, мелких воришек и сегодня могут наказать отсечением конечности. Однако сегодня этот вид наказания все чаще меняют на существенный тюремный срок. Но такая возможность, комментируют специалисты, появилась совсем недавно.
Чего лучше
не делать
Суд Эмиратов над нарушителями законов считается скорым и бескомпромиссным. И, что самое главное - под прессом правосудия может оказаться практически каждый приезжий, который не знаком с правилами поведения. Вот, к примеру, нецензурная брань - за это можно угодить в камеру на семь лет. А за курение в общественном месте могут дать два года. Причем впаять еще и штраф, который исчисляется сотнями тысяч долларов. А в священный месяц Рамадан запрещено до захода солнца публично есть, пить и курить. Туристам это можно делать только в специально отведенных в гостиницах местах. Говорят, что один из жителей СНГ по неосторожности угодил за решетку на месяц только потому, что, прихватив пару бутылок спиртного, решил отправиться в соседнюю гостиницу к своим друзьям. Тут-то его и “спеленали”.
Кстати, за решетку можно попасть и за комплимент в отношении местной жительницы - это могут рассмотреть как сексуальное домогательство. Туда же можно отправиться только за то, что без согласия решишь сфотографировать гражданина страны. Лет эдак на пять посадят только за намерение употребить наркотик - говорят, что часто представители полиции в штатском так разводят, точнее, выявляют потенциальных наркоманов. И разводят, что главное, не с целью наживы - откупиться не получится, ведь коррупция там - преступление, угрожающее национальной безопасности страны. А в Шардже, если задержат в пьяном виде, тут же пропишут сотню ударов по пяткам. Далее дело отправят на рассмотрение гражданского суда. И он уже решит, что делать дальше - штрафовать или сажать.
При всем этом у заключенных есть возможность существенно сократить свой срок пребывания за решеткой. Спасение - Коран. Как говорят очевидцы, если выучишь все священное писание - снимут 15 лет заключения. За 20 сур уберут 10 лет. За 10 глав - скостят срок на пять лет.
В Эмиратах бьют. Причем изощренно, с выволочкой, порционно и сыромятными “кошками”. Но удары плетью предлагаются больше как альтернатива тюремному сроку. Есть даже свой обменный курс: пять лет тюрьмы - примерно четыре тысячи ударов плетью. И вот здесь есть своя особенность - все четыре тысячи разом давать не будут, поделят на равные порции - 80 ударов раз в 10 дней для женщин и 120 ударов раз в 10 дней для мужчин. К слову, за всем наблюдают дежурный врач и судебный исполнитель. Последний фиксирует количество ударов. И вот здесь еще одна особенность - отсчет ударов ведет сам провинившийся. Причем должен это делать вслух и громко. Другого выхода нет, порядкового номера удара не прозвучало - удар не считается. Есть и такая подробность - плеть оставят в качестве сувенира и напоминания о совершенном проступке. Вот уж действительно эффективный метод борьбы с рецидивами.
И все же тюрьмы и законы ОАЭ считаются курортными и мягкими по сравнению с цугундерами и законами Катара, Йемена и особенно Саудовской Аравии. Здесь до сих пор применяют обезглавливание. Есть такая статистика - в год казнят таким вот способом более 150 человек. В том числе и несовершеннолетних.
Что же касается тюрьм, то дурной славой пользуются “Малаз” и “Аль-Хаир” - самая старая большая тюрьма в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Здесь все “по-нашему” - переполненные камеры, практически полное отсутствие вентиляции и “нездоровое” питание. Тамошняя баланда - ашфир - скверная похлебка из чечевичной муки. Еще есть фуллы - некое варево из бобов с баклажанами. По особым дням или за примерное поведение могут поощрить горстью фиников.
Есть и такое мнение - одним из главных поставщиков заключенных в Саудовской Аравии считается религиозная полиция. К примеру, был случай, когда по доносу учеников учителя отправили за решетку на шесть месяцев. Он поднял тему развлечений, а также попытался обсудить тонкости прелюбодейства и гомосексуализма. Еще одна история - 3,5 года тюрьмы другому педагогу за обсуждение Библии и, главным образом, за защиту евреев и неуважительное отношение к Корану. И все же самые беззащитные перед правосудием арабских стран - женщины. И здесь совершенно не играют никакой роли даже гражданство и принадлежность к вере. Говорят, доходит до того, что ее могут наказать за “самоволку” - в случае, если покинула дом без разрешения отца или мужа. Или посмела появиться на людях без хиджаба. Но самое страшное - оказаться в компании мужчин, которые не являются ее родственниками.
Вообще, арестовать в Саудовской Аравии могут три ведомства - служба государственной безопасности, криминальная полиция и муттава - упомянутая религиозная полиция. Есть информация, что слушание дел происходит только при закрытых дверях, в отсутствие адвокатов, без допроса свидетелей и всего от пяти минут до двух часов. Вообще, Саудовская Аравия - наверное, одно из немногих государств, где работает система, так сказать, отложенного наказания. Осужденный за убийство может содержаться под стражей до 15 лет, то есть до того момента, когда, к примеру, наследник убитого достигнет совершеннолетия и решит - приводить приговор в действие или нет.
Как отмечают независимые эксперты, осужденных в Саудовской Аравии можно разделить на две категории - уголовные преступники и те, кого преследует религиозная полиция. К слову, “вышку” можно получить не только за госизмену, шпионаж или пособничество терроризму, но и за транспортировку и продажу наркотиков. Но здесь, можно сказать, все традиционно - мы знаем достаточно стран, где распространение дурмана является самым тяжелым преступлением. Смертная казнь грозит и в случае безответственного поведения, в результате которого погибли люди. Так, есть информация, что в 2006 году одного уличного гонщика, что, не справившись с управлением убил пятерых человек, приговорили в высшей мере наказания.
Да, за кажущейся суровостью и некоторой архаичностью исправительной системы арабских стран можно увидеть ценный опыт, который может помочь в том числе и Казахстану. Ведь, на самом деле, серьезное наказание за коррупцию, кражи, грабежи, убийства, растление малолетних и нетерпимость к употреблению и распространению наркотиков дают одни из лучших в мире показателей по уровню преступности. А, к примеру, телесные наказания - это еще и отличная экономия государственных средств. Ведь, правда - удары плетью куда дешевле, чем годовое содержание заключенных. Плюс отличный подарок на память.
Алан Байтенов
С использованием
информации из открытых источников |