|
Доллар, являясь пока мировой валютой, был и остается одним из столпов глобального экономического господства США. Но в последнее время по всему миру все громче и чаще стали звучать заявления политических деятелей о необходимости новой денежной системы, которая не была бы основана на долларе
Любопытно, что правительство Великобритании первым планирует выпуск долговых обязательств, номинированных в китайских юанях, а Европейский центральный банк обсуждает возможность включения юаня в свои официальные резервы.
Указанные процессы происходят на фоне других действий, о которых западные СМИ предпочитают умалчивать. В частности, речь идет о сокращении количества бумажных обязательств американского казначейства в Китае и России, о переводе американских активов из бумажных в физические. Так, в течение последних месяцев доля облигаций казначейства США в российских золотовалютных резервах активно сокращается, они ускоренно продаются, и эту тактику решили перенять в ряде других государств.
Помимо этого взамен бесконтрольно печатающихся Федеральным резервным банком (ФРБ) США и обесценивающихся долларов многие страны стремятся вывезти из США свои запасы золота, до сих пор находящиеся на хранении в сейфах ФРБ.
Так, после фактического отказа Федеральной резервной системы США вернуть Германии золотой запас в 2013 году, Голландия пополнила список стран, которые выводят из США свои золотые запасы. В случае успеха Голландии нельзя исключать, что и другие страны поднимут вопрос о возврате из США своих золотых запасов, а это, в свою очередь, может закончиться для Вашингтона масштабным кризисом.
Указанные процессы отчетливо свидетельствуют о том, что мир больше не хочет полагаться на доллары США. В этих условиях Вашингтон делает ставку на углубление региональной и даже глобальной дестабилизации, которая, по расчетам Белого дома, может привести к взаимному уничтожению или, по крайней мере, ослаблению потенциальных конкурентов США.
Так, в последние месяцы активным участником дедолларизации стал Китай, подписавший в конце прошлого года и ратифицировавший на этой неделе валютные соглашения с Канадой и Катаром, в результате которых Канада, например, становится первым офшорным хабом для юаня в Северной Америке, что позволит удвоиться или даже утроиться объему торговли между этими двумя странами. А в целом объем соглашения между Китаем и Канадой составляет 200 миллиардов юаней, и валюты только этих стран будут использоваться не только в торговле, но и при осуществлении инвестиций.
Заключенное Китаем соглашение с Катаром на сумму, эквивалентную 5,7 миллиарда долларов, об организации прямых валютных свопов между двумя странами с использованием юаня также весьма сильно ударит по нефтедоллару США и станет основой для утверждения юаня на рынке Ближнего Востока.
О создании клирингового центра в Куала-Лумпуре, который будет способствовать большему использованию юаня в Юго-Восточной Азии, объявили центральные банки Китая и Малайзии. Причем это произошло менее чем через месяц после того, как ведущий финансовый центр Азии, Сингапур стал главным для юаня в регионе, установив прямую конвертацию между сингапурским долларом и юанем.
Об окончательном отказе использовать доллары во внешней торговле Исламской Республики Иран объявил на днях Центральный банк ИРИ.
С учетом указанных обстоятельств политика дедолларизации является, без сомнения, прямой угрозой экономической гегемонии США и высокому уровню жизни их граждан, в связи с чем политические и бизнес-круги Америки максимально противостоят этому процессу. Именно с этим было связано, в свое время, свержение и зверское убийство ливийского лидера Муаммара Каддафи, решившего сначала перейти в расчетах за нефть с доллара на евро, а затем планировавшего ввести собственный золотой динар.
По ряду иностранных оценок, доля Соединенных Штатов в сегодняшнем мировом валовом внутреннем продукте не превышает 22 процентов. Вместе с тем в международных расчетах доля доллара США достигает более 80 процентов. В результате этого стоимость американского доллара оказывается завышенной по сравнению с остальными валютами, а потребители внутри США получают импортные товары по заниженным ценам.
Это предоставляет США также значительные финансовые прибыли только от самой процедуры конвертации национальных валют государствами при заключении и осуществлении любых торговых сделок, а высокий спрос на доллары в мире позволяет правительству США рефинансировать свои долги по очень низким процентным ставкам.
Искандер Исаев,
доцент Института экономического анализа
Алматы |