Лидеры России, Украины, Германии и Франции ищут способы добиться деэскалации конфликта в Донбассе - кульминацией их усилий должны стать переговоры в Астане. Впрочем, анонсированная украинским президентом Петром Порошенко на 15 января встреча четырех лидеров в “нормандском формате” оказалась под угрозой срыва из-за роста напряженности в зоне противостояния, пишет “Коммерсант”. В разговоре с российским президентом Владимиром Путиным канцлер Германии Ангела Меркель дала понять: встреча будет иметь смысл лишь в том случае, если приведет к реальному прогрессу в реализации Минских договоренностей
Подготовка к новой встрече лидеров России, Украины, Германии и Франции началась еще в последние дни декабря. Развернутая в разгар рождественско-новогодних каникул беспрецедентная дипломатическая активность, в которой ключевую роль взяла на себя канцлер Германии Ангела Меркель, изобиловала импровизациями, застав врасплох экспертов и СМИ. Отправной точкой стали телефонные переговоры госпожи Меркель с президентами Украины и Казахстана Петром Порошенко и Нурсултаном Назарбаевым 29 декабря. Если с украинским лидером Ангела Меркель в последние месяцы общается довольно тесно, то подключение его казахстанского коллеги оказалось неожиданным.
Впрочем, главные сюрпризы были впереди. Уже на следующий день на пресс-конференции в Киеве Петр Порошенко сообщил, что 15 января в Астане состоится новая встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции в так называемом нормандском формате (предыдущая аналогичная встреча прошла в октябре прошлого года на саммите АСЕМ в Милане). Косвенным подтверждением того, что подготовка к саммиту в Астане идет полным ходом, стал незапланированный визит президента Назарбаева в Берлин 9 января.
Всего за день до его приезда госпожа Меркель принимала у себя украинского премьера Арсения Яценюка, сделавшего в германской столице резонансное заявление о “советском вторжении в Германию”. Визит Арсения Яценюка запомнился не только разгоревшимся скандалом после предсказуемой и крайне резкой реакции на его слова со стороны МИДа РФ. На пресс-конференции по итогам переговоров канцлер Меркель не обошла вниманием тему готовящейся встречи в Астане. По ее словам, на этой встрече должен быть достигнут “зримый прогресс” в реализации положений подписанного в сентябре прошлого года Минского протокола, ставшего первым шагом на пути к прекращению “горячей фазы” конфликта в Донбассе.
При этом в Берлине до сих пор так и не подтвердили слова Петра Порошенко, что переговоры четырех лидеров в Астане состоятся 15 января. Комментируя инициативу господина Порошенко, анонсировавшего встречу до подтверждения со стороны Берлина, украинский политолог Антон Финько заявил “Ъ”: “Порошенко попытался продемонстрировать, что в украинском урегулировании он считает себя равным более мощным игрокам и не допустит заключения договоренностей за его спиной”. “Порошенко должен вернуться в Киев с надеждой на прочный мир. Красная черта, которую он не переступит, - недопустимость прямых переговоров Киева с лидерами ДНР и ЛНР”, - добавил господин Финько.
C ним согласен украинский эксперт Алексей Полтораков. “Порошенко назвал дату 15 января, пытаясь перехватить инициативу. Переговоры в “нормандском формате” сделали его вспомогательным звеном, а не основным игроком, но его это не устраивает”, - заявил “Ъ” господин Полтораков. “От саммита в Астане украинские власти ожидают проведения линии разграничения и гарантии контроля за режимом прекращения огня”, - добавил “Ъ” киевский эксперт Владимир Фесенко.
Между тем инициатива президента Порошенко поставила канцлера Меркель в весьма деликатную ситуацию. Немецкие СМИ обращают внимание на то, что рабочий график госпожи Меркель на 14 и 15 января расписан по минутам: в среду канцлер должна встретиться с Генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, а затем выступить на приеме для представителей германских деловых кругов. Не менее плотная программа ждет ее и 15 января. В этот день она должна присутствовать на заседании бундестага, а затем провести в Берлине переговоры с Президентом Латвии Андрисом Берзиньшем. Столь насыщенный график канцлера означает, что для поездки в Астану 15 января ей придется отменить некоторые из запланированных встреч.
Перспектива проведения 15 января саммита в “нормандском формате” стала еще более туманной после состоявшихся в субботу телефонных переговоров Ангелы Меркель с Владимиром Путиным и Петром Порошенко. Как сообщил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, в Берлине считают возможным проводить встречу в Астане лишь в том случае, если она приведет к реальным сдвигам в реализации всех 12 положений Минского протокола. В частности, по словам господина Зайберта, “необходимо серьезное сближение позиций по вопросам прекращения огня и демаркационной линии”.
Первая неделя нового года была омрачена новым обострением ситуации в Донбассе. Что касается демаркационной линии, зафиксированной в Минском протоколе, то на сегодня она существует лишь на бумаге, не отражая линию реального противостояния сторон.
Главным же камнем преткновения остается вопрос будущих политических отношений ДНР и ЛНР с украинскими властями. В Берлине считают основной целью реализации Минского протокола возвращение устойчивого мира на юго-востоке при сохранении территориальной целостности Украины. При этом, как сообщил официальный представитель правительства ФРГ, в Берлине ждут, что “Россия использует свое влияние на сепаратистов, чтобы добиться решений на основе консенсуса”.
В свою очередь, опрошенные “Ъ” эксперты в Киеве настаивают: украинская сторона будет пытаться использовать новые переговоры в “нормандском формате”, чтобы заручиться поддержкой в признании нелегитимности ДНР и ЛНР, лидеров которых в Астане не ждут. |