|
Накануне референдума 18 сентября, который решит, останется ли Шотландия в Соединенном Королевстве Великоборитании и Северной Ирландии, в Глазго прошла финальная телевизионная схватка
Сторонников независимости представлял лидер националистов Алекс Салмонд, противников отделения - руководитель компании “Лучше вместе” Алистер Дарлинг. Он на предыдущих дебатах неожиданно одолел оппонента, слывущего ловким полемистом.
Ахиллесовой пятой сторонников независимости стала судьба фунта стерлингов, который они хотят сохранить. Но от голосования зависит также, кто будет распоряжаться нефтью Северного моря, и статус Британии как ядерной державы. По опросам, 54 процента шотландцев пока высказываются за унию, 40 процентов готовы ее расторгнуть.
Уния между Англией и Шотландией существует 307 лет. И вот теперь, когда в Шотландии возникло мощное движение за независимость, Лондон, наконец, предоставил ее населению право решать вопрос путем голосования на референдуме.
У Салмонда, лидера Шотландской национальной партии, репутация умелого полемиста. Ранее он выигрывал выборы вопреки большинству прогнозов. “Это последний шанс обратиться к большой аудитории, - говорит Патрик Брайен, руководитель исследований в агентстве общественного мнения Survation. - Салмонд сейчас смотрится как проигравший. Так что ему надо произвести сильное впечатление”.
Во время дебатов спор шел вокруг трех тем: сохранит ли независимая Шотландия и на каких условиях фунт стерлингов? Сколько баррелей нефти остается в Северном море? Если Шотландия отколется, удастся ли ей улучшить систему здравоохранения, которую финансирует государство?
Во время предыдущих дебатов, состоявшихся 5 августа, Салмонд против ожиданий не сумел доказать свое превосходство. Дарлинг, выступающий против независимости, поставил его в затруднительное положение по вопросу о валюте. Противники независимости давно добивались от Салмонда разъяснений на этот счет. Дарлинг спрашивал: “В чем состоит ваш план “Б”? Что вы будете делать, если британское правительство откажется дать вам возможность использовать фунт?”
Все три основные партии Британии - консерваторы, лейбористы и либерал-демократы - отвергли вариант с использованием фунта независимой Шотландией. Дарлинг не блещет ораторским мастерством, но, по данным опросов, он выиграл поединок.
Дуглас Александер, лейбористский теневой министр иностранных дел, признал накануне: “Салмонд - способный политик. Он может хорошо показать себя в дальнейших теледебатах. Но он продает продукт, который Шотландия не хочет покупать”.
Фокусом дискуссии стал также вопрос о том, сможет ли независимая Шотландия остаться членом Евросоюза. Руари Куинн, ирландский политик, который в 1990-х годах участвовал в создании евро, прогнозирует, что Испания и Бельгия выступят против приема Шотландии в ЕС, чтобы не поощрять сепаратистов в своих странах. По словам Куинна, Шотландии даже придется перейти с фунта на евро, чтобы получить билет в ЕС.
Что касается США, старшего партнера Британии в НАТО, то их, по свидетельству Washington Post, больше всего волнует судьба английских ядерных сил. Сейчас четыре подлодки класса Vanguard, оснащенные ракетами Trident, базируются в Шотландии. И вот в тот момент, “когда Россия бросила вызов границам в Европе, шотландские сторонники независимости готовятся через четыре года после голосования провозгласить страну зоной, свободной от ядерного оружия”, говорят в Вашингтоне.
Это означает, что подлодки со смертоносным грузом превратятся в “блуждающие объекты”. Нового дома для них нет. По словам экспертов, постройка новых баз для подлодок Vangard займет по крайней мере десятилетие и будет стоить миллиарды долларов. У правительства их нет, утверждает Филипс О’Брайен, директор Центра военных исследований в университете Глазго.
К голосам тех, кто пугает сограждан, присоединился и Джордж Робертсон, шотландец по национальности, в прошлом занимавший пост генерального секретаря НАТО. Он заявил, что независимость вызовет катастрофу и приведет к “разоружению Соединенного Королевства”.
Многие наблюдатели полагают, что обретение Шотландией независимости может вызвать эффект домино, спровоцировав к отделению другие регионы, в которых наблюдаются подобные настроения. Речь, в частности, может идти об испанской Каталонии, планирующей провести собственный референдум в ноябре, а также итальянской Венеции и канадском Квебеке.
Борис Леонов, Лондон - Алматы |