|
Ботагоз Сейдахметова
На прошлой неделе, 13 декабря, в столице Португалии был подписан Лиссабонский договор о реформах, который завершил долгую эпопею по принятию единой конституции Европейского союза.
Известно, что основные пункты договора о реформах были разработаны в июне этого года во время немецкого председательства в ЕС. Во многом прорыв в проблеме вокруг единой конституции случился благодаря личным качествам канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Такого мнения придерживается и в.и.о. Генерального консула ФРГ в Казахстане Ханс-Йохен Шмидт
- Г-н Шмидт, можно ли говорить о внесении в немецкую политику неких чисто “женских” черт с приходом во власть канцлера Ангелы Меркель? Вообще, насколько изменилась политическая система Германии с приходом к власти партии христианских демократов?
- Собственно говоря, христианско-демократическая партия не пришла к власти. Условием их прихода было создание коалиционного правительства, а это значит, что ХДС/ХСС не может самостоятельно принимать решения без согласия СДПГ. И это в определенной степени создает проблемы для правительства. Каждой партии необходимо идти на уступки. Обе партии не могут вести ту политику, на которой строилась их предвыборная кампания, что было обещано избирателям.
- Получается коалиционное правительство, учитывая мнения всех сторон, и может считаться “идеальным” правительством?
- С моей личной точки зрения, такие взаимные уступки внутри коалиционного правительства противоречат экономическому прогрессу нашей страны, потому что часто идет согласование по минимальным факторам, и это не всегда идет на пользу делу. Это часто мешает правительству защищать радикальные позиции. Обе партии стараются привлечь на свою сторону среднего избирателя к следующей выборной кампании.
- Какие изменения произошли с приходом госпожи Меркель?
- Госпожа Меркель стала членом ХДС только после воссоединения Германии, но смогла в короткий срок возглавить партию. Вначале она занимала министерские посты, вела прогрессивную политику и поднимала такие вопросы, как закрытие атомных станций, об углеводородных выбросах, об альтернативных источниках энергии, например, использование угля для производства энергии. Она вошла в партию ХДС не в свои молодые годы, то есть пришла со стороны. В партии были мощные мужчины-политики, которые начали свою карьеру, еще будучи членами молодежных организаций. Они были уверены, что займут пост канцлера, абсолютно недооценили эту женщину, ее волю, энергию, напор.
У госпожи Меркель есть огромное преимущество - это хорошая репутация. При условии единства внутри партии она сможет еще раз возглавить следующую выборную кампанию, в этот раз уже с позиции канцлера. С приходом к власти Ангелы Меркель впервые ХДС показал, что он способен интегрировать в свои ряды политиков, которые родились на востоке страны. Это было очень важно.
Ангеле Меркель удалось улучшить отношения с правительством США с самого начала своей деятельности на посту канцлера. В конце Второй мировой войны ХДС искал возможности связи с Соединенными Штатами, которые содействовали восстановлению нашей промышленности. Со стороны США это была не только щедрость, но и экономический интерес в Европе. Вклад США в воссоединение двух Германий также важен, но на сегодняшнем этапе необходимо качественно новое развитие взаимоотношений.
Кроме того, с приходом госпожи Меркель также несколько изменились отношения с Россией. Она также считает важным развитие торгово-экономических отношений с Россией, как и ее предшественник, господин Шредер, но она все же не боится обратить внимание на вопросы развития гражданского общества. Важным является также сотрудничество в энергетической сфере, например, строительство газопроводов в северной части страны, но эти проекты должны обязательно учитывать интересы Прибалтийских стран и Польши.
Меркель как женщина более способна идти на уступки, более прагматична. У нас не было до нее канцлера, который был бы физиком по специальности, изучал естественные науки. И это, вероятно, также повлияло на формирование ее характера - она очень хороший аналитик, у нее очень крепкая воля. Именно ей удалось уговорить партнеров по ЕС пойти на уступки и принять решение о разработке нового европейского договора. Ангела Меркель успешно защищала наши позиции в ЕС.
- Принятие Лиссабонского договора на прошлой неделе, по большому счету, завершило долгий процесс вокруг проекта единой европейской конституции.
- Европейская политика - это политика компромиссов. Не просто принимать фундаментальные решения, которые могут быть адекватно восприняты всеми членами Европейского союза и к которым могут все присоединиться.
Сложность в том, что некоторые политики боятся критики избирателей, боятся потерять голоса избирателей. Но, несмотря на это, мы нашли возможность достичь согласия, и по сравнению с проектом конституции Лиссабонский договор - это, несомненно, прогресс, значительный шаг вперед. Думаю, что нам долгое время не придется опять возвращаться к вопросу о разработке единой конституции.
Лиссабонский договор имеет для Европы непосредственную значимость, которая заключается в том, что страны-участницы после многолетних разногласий пришли к соглашению на новой, более совершенной основе. Теперь, согласно новому договору, компетенции между национальным и европейским уровнями будут больше разграничены. Будут усилены полномочия национальных парламентов и Европейского парламента. Во многих сферах решения будут приниматься квалифицированным большинством и двойным большинством, то есть большинством государств и представленного населения, что соответствует демократическому принципу “один гражданин - один голос”. Теперь будет один президент Европейского совета и один высокопоставленный представитель ЕС, отвечающий за внешнюю политику и за политику безопасности, который одновременно будет выполнять обязанности вице-президента Европейской комиссии.
Нам необходимо заниматься многими проблемами в Европе. Нам еще не удалось преодолеть всех проблем, которые возникли в связи с распадом некоторых государств, например Югославии. Косово, Албания... Это проблемы, которые стоят у нашего порога. Нам нужно найти возможность интегрировать эти маленькие государства, провинции, автономные республики в ЕС. Это непросто, потому что существуют национальные амбиции.
- Госпожа Меркель в начале своей деятельности довольно жестко выступала против дальнейшего расширения ЕС. В частности, против принятия Турции в ЕС.
- Переговоры с Турцией продолжаются. Создана специальная комиссия по Турции, которая занимается проблемой расширения Европейского союза. Мы не можем не включить в ЕС такие страны, как Сербия и Албания, нам необходимо разработать такую политику, которая поможет им интегрироваться в Европу.
В 60-е годы ХХ века мы были заинтересованы в получении дополнительных рабочих сил, например, из таких стран, как Турция. Сейчас в Германии проживает значительное турецкое сообщество, уже несколько поколений турок родились в Германии. Ошибка нашего правительства в том, что мы не обязали их с самого начала хорошо говорить по-немецки. Без языка трудно интегрироваться в общество. Также существуют огромные проблемы у казахстанских немцев, которые плохо владеют немецким языком и не могут интегрироваться в современное немецкое общество. Наше правительство должно было настаивать на том, чтобы переселенцы доказывали владение немецким языком, чтобы найти работу.
- В проекте единой конституции был спор вокруг вопроса о христианских ценностях. Но в нынешней Европе проживает значительное число мусульман...
- Недавний съезд ХДС в Ганновере показал, что католическая церковь не очень довольна позицией партии в отношении к такому вопросу, как стволовые клетки. ХДС несколько отходит от официальной позиции церкви. И это правильно, потому что партия должна быть отделена от церкви. Кстати, это влияние восточной Германии.
Мусульманский фактор, конечно же, играет большую роль в Европе. Католическая и протестантская церкви в Германии имеют налоговые преимущества, и это также предмет недовольства мусульманской общины. Мы обязаны реагировать на их обеспокоенность. Данное положение по двум основным церквям в Германии было прописано после войны в Конституции, но сегодня оно не отражает реальности. Церковь играет сегодня меньшую роль, чем раньше, особенно в городах. |