|
Михаил Зубов
Насколько прав Порошенко, называя подписание соглашения с ЕС историческим событием? Как может экономическое соглашение повлиять на стабильность Украины, если на нее не повлияло подписанное политическое соглашение? Эти и другие вопросы “Московский комсомолец в Казахстане” задал заведующему отделом Украины Института стран СНГ Владимиру Жарихину
- Что имел в виду Порошенко, когда увязывал подписание соглашения с безопасностью?
- Он имел в виду, что раз Евросоюз принимает Украину в свой круг, значит, Европа должна нести ответственность за стабильность на Украине. Такой легкий намек: раз вы к нам выдвигаете экономические требования, значит, вы должны нас поддерживать во всем остальном, хотя в документах, которые мы подписываем, об этом ничего и не говорится. Это во-первых.
А во-вторых, данная фраза рассчитана на внутреннее употребление. Порошенко уже произнес одну такую “историческую” фразу: “Украина наконец-то станет полноправным ассоциированным членом Европейского союза”. Хотя она не станет ни полноправным, ни членом, а подпишет такой же документ, как Алжир. Но внутри Украины это высказывание интерпретируют так: “Мы за это боролись, выходили на баррикады, мы ради этого свергали Януковича, и мы победили. Мы стали полноправным членом европейской семьи”. Хотя никто Украину в семью не принимал, ей только навязали кабальные экономические условия.
- Давайте перейдем к этим условиям. Они стали более мягкими, чем в документе, который отказался подписывать Янукович, или не претерпели изменений?
- А вот об этом никто ничего не знает. Было много разговоров о том, что их необходимо модифицировать и согласовать с Россией, чтобы Украина оставалась в зоне свободной торговли с СНГ. Но ни в какие реальные переговоры это не вылилось, согласований не было. Значит, подписание идет на прежних условиях, и Россия будет вынуждена ввести пошлины на украинские товары.
- Но это окончательно подорвет украинскую экономику. На что надеется Порошенко?
- Украинские власти привыкли подписывать договоренности и не выполнять их. Им это постоянно сходило с рук. Думаю, и сейчас президент Порошенко рассчитывает, что бумаги бумагами, но их, бедных-несчастных, пожалеют: “Братья наши европейские, ну вы уж сделайте скидочку, не воспринимайте так буквально условия, которые мы подписываем. Вы лучше войдите в положение, помогите поднять нашу экономику”.
- С экономикой понятно, а снимет ли соглашение политическую напряженность на Украине, разойдется ли наконец по домам Евромайдан?
- Нет, в том-то и дело. Юлия Тимошенко, как бы ее ни оценивали, никогда ничего зря не говорит. Если она сказала, что будет третий майдан, значит, он будет. Уже не националистический и не проевропейский, а социальный. Цены растут, безработица растет, олигархи совсем оборзели - надо снова революцию делать.
А Порошенко надеется, шантажируя Европу именно этим вариантом, добиться того, чтобы Украина одновременно оставалась в зонах свободной торговли и с ЕС, и с СНГ. Собственно, такая же надежда была и у Януковича, но его, воспользовавшись случаем, свергли.
- Украинские власти обещают своим гражданам и скорейшее вхождение в шенгенскую зону. Это реально?
- Ну какая шенгенская зона, что вы? Болгарию не взяли до сих пор - члена Евросоюза! Молдову пустили в Европу без виз только потому, что там все, кто хотел, давно обзавелись румынскими паспортами и все равно ездили.
А до тех пор, пока на Украине идет гражданская война, такой разговор вообще неуместен. Но им и раньше никто этого не обещал.
- Как может повлиять ассоциация с ЕС на ситуацию в Донбассе?
- Именно он торгует с Россией в первую очередь. Там люди пострадают больше всего от выхода из зоны свободной торговли. Правительство самопровозглашенной конфедерации надеется остаться в этой зоне, просит нас об этом.
- Технически это возможно?
- С трудом. Тогда таможенную границу России придется переносить на границы Донецкой и Луганской областей. Или этим областям нужно будет устанавливать таможенную границу с Украиной. В нынешней ситуации и то и другое выглядит достаточно фантастично.
Если же этого не сделать, а просто заключить какой-то договор с конфедерацией, то вся остальная Украина начнет через Донбасс поставлять нам товары, от которых мы пытаемся защитить свой рынок. Будут без пошлин завозить некий продукт из Европы, наклеивать ярлык “сделано в Луганске” или “сделано в Донецке” и без пошлин гнать его в Россию.
В такой ситуации руководители этих республик, я думаю, резко разбогатеют. Но России это не выгодно. По той же причине мы не можем, хотя политически очень хотим, принять Киргизию в Таможенный союз. Увы, у них такие дырки на границе с Китаем, что они просто разрушат Таможенный союз.
- И еще о Донбассе. Надолго там прекратилась стрельба? Может ли там сложиться реально независимая республика?
- Заявлений много. Государственных структур маловато. И до тех пор, пока не пройдут легитимные выборы, ситуация будет нестабильной.
А что касается стрельбы, то это решают не Киев, не Брюссель, не Москва. Это решается в Вашингтоне.
- То есть Евросоюз не может остановить украинские власти?
- Не может.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Михаил Погребинский, Киевский центр политических исследований и конфликтологии:
- Сейчас отрицательный торговый баланс Украины с Европейским союзом составляет 10 миллиардов евро. По оценкам Еврокомиссии, подписание соглашения об ассоциации может привести к увеличению экспорта из Украины в Европу примерно на 1 миллиард евро. Однако неизбежно возникнут торговые проблемы с Россией. У меня сейчас нет данных о том, каковы будут от этого потери Украины. Думаю, значительно больше миллиарда евро. Общий экспорт с Европейским союзом составляет примерно 16 миллиардов евро. Это соглашение будет иметь скорее политический эффект. Будет подпитываться надежда, что когда-нибудь, понятно, что не скоро, Украина станет членом Европейского союза. Сила защитных мер России будет сильно зависеть от общей атмосферы отношений двух стран, от того, насколько далеко готовы пойти Порошенко и новая украинская власть для разрешения кризиса на востоке Украины.
Кость Бондаренко, руководитель Института украинской политики:
- Не так много украинских товаров сегодня сертифицировано и соответствует европейским стандартам. Введение этого договора приведет к тому, что на Украину хлынет импорт из стран ЕС. Будет серьезный дисбаланс в экспортно-импортных операциях, поскольку украинские товары по тем же причинам не смогут продаваться в Европе. Это приведет к снижению поступлений в бюджет Украины. К тому же следует учитывать последствия от потери российского рынка и рынков государств бывшего СССР, где действуют другие технические регламенты и стандарты. Я думаю, необходимы очень серьезные барьеры, серьезный план поэтапного внедрения этого документа. Также необходимо понимание со стороны Европейского союза, что сегодняшняя Украина в полном объеме применить этот документ не может.
Людмила Александрова |