|
Алла Иванилова
Журналисты, освещающие военные действия на юге-востоке Украины, все чаще становятся мишенями. Сегодня многие международные организации, СМИ, политики, правозащитники из “Репортеров без границ” требуют прекратить преследование журналистов и обеспечить им безопасную работу
Профессия журналиста на Украине, которая декларирует приверженность европейским ценностям и стремится в Евросоюз, становится такой же опасной, как в Сомали, Сирии, Ираке. Репортерам приходится не просто честно выполнять свой долг, а буквально выживать. Каждый день, каждый кадр для них может стать последним.
В минувший понедельник стало известно о гибели оператора “Первого канала” российского телевидения
Анатолия Кляна. Он стал шестым вообще и третьим российским журналистом, убитым на Украине в этом году. В ночь с 29 на 30 июня он вместе с коллегами попал под обстрел украинскими силовиками возле одной из воинских частей в Донецкой области, куда съемочная группа приехала снимать репортаж. Под пулями вместе с погибшим журналистом “Первого канала” оказались также журналисты российских телеканалов “МИР 24”, “РЕН-ТВ” и LifeNews. Но именно для оператора ранение в живот оказалось смертельным. Анатолию Кляну было 68 лет, 40 из них он проработал на телевидении. Коллеги с “Первого канала” в сообщениях в соцсетях отзываются о нем, как о веселом, светлом, надежном человеке. На его счету были сотни командировок, в том числе в районы военных действий - Югославию, Ирак, Афганистан. В свою последнюю командировку в зону боевых действий в Донецке он вызвался поехать сам, сославшись на то, что не подпадает под возрастное ограничение, введенное Украиной для въезжающих из России мужчин (от 16 до 60 лет). Он шутил, что в этом случае возраст стал его преимуществом перед молодыми. Анатолий Клян уехал 28 мая и на этой неделе должен был уйти в отпуск, но сказал, что пока останется на Украине, так как его было некем заменить. Он и был, по словам коллег, незаменимым, выдающимся оператором, профессионалом, “одним из патриархов новостной журналистики”. В день своей гибели оператор до конца продолжал вести съемку, слово “камера” стало его последним словом. У него остались жена, двое детей и внуки; один из внуков учится во ВГИКе на оператора.
Смерть российского оператора - не первый случай гибели журналистов в зоне боевых действий на Украине. Недавно в Москве похоронили журналистов ВГТРК - специального корреспондента Игоря Корнелюка и звукоинженера Антона Волошина. Они погибли 17 июня под Луганском, попав под минометный обстрел возле блокпоста ополченцев во время съемки репортажа о том, как бойцы народной самообороны выводят из опасной зоны группу беженцев.
Антону было всего 26 лет. Он пришел на телевидение, чтобы научиться снимать. Мечтал стать оператором, а занимался звуком, и как звукооператор творил чудеса. Когда началась война на востоке Украины, он вызвался поехать туда, поскольку там родился, к тому же недавно женился на девушке из Луганска. “Он не боялся военных действий, бомб, пуль. Он сам лез на передовую, в рискованные места, сам помогал мне снимать”, - рассказал Виктор Денисов, оператор программы “Вести”. Игорь Корнелюк был родом из Мурманска, и командировка в Луганск была для него первым опытом работы в зоне боевых действий. У него остались жена и семилетняя дочка. На церемонии ТЭФИ опасный труд военных журналистов отметили специальной премией - “За мужество” и почтили их память минутой молчания. Президент РФ Владимир Путин наградил погибших Игоря Корнелюка и Антона Волошина орденами Мужества посмертно.
Два других российских журналиста - корреспондент Евгений Давыдов и звукоинженер Никита Конашенков телеканала “Звезда” - были похищены боевиками “Правого сектора” 14 июня на блокпосту украинских силовиков, когда направлялись в Днепропетровск, чтобы вылететь в Москву. Россиян связали, завязали глаза и, посадив в машину, отвезли в центр Днепропетровска. Первые 12 часов задержанным не давали воды, еды и возможности воспользоваться туалетом. Потом по одному выводили на допрос, где избивали. Каких-либо официальных обвинений россиянам предъявлено не было. За журналистов радикалы потребовали выкуп в размере 200 тысяч долларов. Во время разговора по телефону российская сторона определила их местонахождение, и только после настоятельных требований Москвы и передачи установленных координат силовые органы Украины смогли вмешаться в ситуацию и освободить журналистов.
Сотрудников канала LifeNews также арестовали, держали в яме и избивали националгвардейцы, обвиняя в терроризме. И это несмотря на то, что у них были с собой все необходимые документы. Их просто не хотели слушать.
В Днепропетровской области был грубо задержан и избит журналист российского телеканала НТВ Степан Чирич, которого украинские власти обвинили в шпионаже. Он дожидается суда под домашним арестом в Днепропетровске. Из застенков СБУ с большим трудом удалось вызволить журналистов LifeNews Марата Сайченко и Олега Сидякина.
В районе Донецка и Краматорска в мае трижды были обстреляны телевизионные группы российских телеканалов. 9 мая во время карательной операции украинских силовиков в Мариуполе был тяжело ранен внештатный журналист телекомпании Russia Today Федор Завалейков. Более того, украинские власти препятствовали эвакуации тяжелораненого репортера для лечения. Вывезти его в Россию удалось лишь после нескольких дней переговоров.
Под обстрел попала группа “Первого канала” во время съемок репортажа о ситуации под Славянском. Там же 16 июня неизвестными была обстреляна группа журналистов, в которую входили фотокорреспондент “РИА Новости” Андрей Стенин, внештатный сотрудник видеоагентства Ruptly российского телеканала RT Андрей Краснощеков и корреспонденты газеты “Комсомольская правда” Александр Коц и Дмитрий Стешин. Никто не пострадал. На днях в Донецке были обстреляны еще две съемочные группы телеканалов “РЕН-ТВ” и LifeNews. Благо, обошлось без жертв.
В микроблоге телеканала “РЕН ТВ” в Twitter 1 июля появилась информация о том, что корреспондент телеканала, находясь на территории России, у пункта Изварино, был ранен во время обстрела с Украины: рядом с ним разорвался снаряд, предположительно выпущенный из гаубицы. “Денис Кулага контужен, он ничего не слышит, из ушей идет кровь”, - говорится в сообщении. Не только российские, но и работники СМИ других стран погибли в Украине. 24 мая под Славянском были убиты итальянский фотограф Андреа Роккелли и его переводчик Андрей Миронов. Тогда же был ранен французский фотожурналист Вильям Рогелон. В результате международного давления был освободили независимого британского журналиста Грэма Филлипса, задержанного украинскими военными и СБУ в Мариуполе.
Подвергается постоянной опасности и жизнь журналистов, работающих на Украине.
За время политического кризиса на Украине киевские власти не менее 50 раз нарушали права журналистов. От их действий пострадали более 130 сотрудников СМИ из России и других стран. Журналистов, телеоператоров, фоторепортеров, продюсеров обстреливают, убивают, незаконно задерживают, высылают, либо под надуманным предлогами, либо вообще без объяснения причин не впускают на территорию страны и запрещают им въезд впредь.
Никто из убитых и пострадавших журналистов не думал, что так произойдет. Все рассчитывали, что украинские военные будут соблюдать неписанные правила войны. К тому же на них были бронежилеты и каски с надписью “ТВ”, понятной на всех языках мира. Вот только для силовиков эти буквы наоборот стали мишенями. Они не осознают, что журналист - это не участник боевых действий, не разведчик, не террорист. Он просто делает свою работу, чтобы показать людям, что на самом деле происходит. Но, видимо, этого больше всего боятся украинские силовики.
С призывом обеспечить безопасную работу журналистов на этой неделе выступила Организация Объединенных Наций. Совбез ООН осудил факт гибели работников СМИ, призвал Киев прекратить насилие и расследовать обстоятельства произошедшего. С аналогичным призывом к президенту Украины Петру Порошенко обратилась ОБСЕ. Украинский лидер пообещал сделать все возможное. К требованиям расследовать обстоятельства гибели российских журналистов присоединилась и международная неправительственная организация Human Rights Watch, а также Европейская ассоциация журналистов.
В Госдуме, где большинство депутатов считают, что журналистов убивают за принадлежность к профессии, обсуждается вопрос о защите работников пера и микрофона. Совет по правам человека опубликовал законопроект, предполагающий внесение в Закон “О средствах массовой информации” поправок, призванных усилить безопасность журналистов при работе в горячих точках. Так, правозащитники предлагают обязать работодателя обеспечивать работающих в зоне вооруженного конфликта средствами индивидуальной защиты, специальным снаряжением и опознавательным знаком “Пресса/Press”, возможностью прохождения специальной подготовки, договором дополнительного страхования, проведением добровольной геномной регистрации. Также, согласно поправкам, работодатель обязан выдать международное “удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке”. Однако этот законопроект в Госдуме до сих пор не рассмотрели. Предлагаются и более кардинальные меры - ограничить поездки российских журналистов на юго-восток Украины. Однако, несмотря на опасную ситуацию, российские телеканалы заявили о том, что не намерены отзывать свои съемочные группы из зоны конфликта, но примут меры по усилению безопасности их работы.
Профессия журналиста во всех рейтингах опасных профессий - в первой десятке. Так, по данным исследования Международной организации труда, журналистов “опережают” шахтеры, главы государств и правоохранители. По оценке организации “Репортеры без границ”, в Ираке в течение 10 лет, начиная с 2003 года, погибли 267 журналистов. В Югославии в ходе войн в 1991-2001 годах убито 35 работников пера и микрофона. “Арабская весна” с 2011 года унесла жизни 20 представителей СМИ. Еще восемь репортерских жизней забрала Ливия. Во время вооруженного конфликта в Сирии погиб 71 репортер. Список, созданный сайгонским бюро Associated Press, учитывает также 34 журналиста, убитых в Камбодже, 33 - во Вьетнаме и 4 - в Лаосе. Согласно выводам Международного института безопасности новостей (International News Safety Institute, INSI), с января 1996 по июнь 2006 года в мире погибло около тысячи журналистов и других сотрудников средств массовой информации, из них только четверть - во время войн и военных конфликтов. 657 человек погибли в мирное время, выполняя свою работу у себя на родине.
Сколько всего было убито журналистов в военных конфликтах начиная хотя бы с Первой мировой войны, статистика умалчивает. Но известно, что в годы Великой Отечественной войны работали десятки тысяч журналистов-фронтовиков, из которых полторы тысячи пали на полях сражений. Благодаря их самоотверженной работе мы сейчас многое знаем о тех событиях.
Несколько лет назад Министерство обороны США открыло специальную программу по подготовке сотрудников американских СМИ, собирающихся в командировку в зону боевых действий. В течение недели журналистов знакомят с правилами поведения в экстремальных ситуациях, вводят в курс происходящих событий, обучают методам оказания первой помощи и, конечно же, рассказывают о видах оружия, с которыми, возможно, придется столкнуться во время военной операции. Там же, в США, открыт Музей истории журналистики Newseum, в котором находится Мемориал погибшим сотрудникам СМИ. На стене - имена, фотографии и краткие биографии 1800 журналистов разных стран, погибших при выполнении профессионального долга.
Немало журналистов “истреблялись” целенаправленно. В 1999 году трое чеченских журналистов погибли, когда сопровождали колонну беженцев. Их начала бомбить российская военная авиация, и когда журналисты взяли свои камеры и стали снимать происходящее, самолеты развернулись и начали стрелять именно в них. 13 мая 2000 года в Чечне убили фотокорреспондента тюменской газеты “Наше время” Александра Ефремова. Легковой автомобиль, в котором он ехал с сотрудниками тюменского ОМОНа, подорвался на радиоуправляемом фугасе. Там же был расстрелян захваченный в июле 1999 года в плен фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Яцина.
Две недели назад оператора одного из иракских телеканалов убили во время освещения событий около города Баакуба, расположенного в 50 километрах к северу от Багдада, корреспондента съемочной группы ранили. Гибель представителя СМИ произошла накануне (возможно, неслучайно) наступления исламистских повстанцев из группировки “Исламское государство Ирака и Леванта” (ИГИЛ) на севере и западе Ирака.
В Сирии снайперы правительственных войск в прошлом году застрелили корреспондента катарского телеканала “Аль-Джазира” и бельгийского военного журналиста Ива Дебэ (Yves Debay), который готовил репортаж для французского журнала Assaut.
В прошлом году в городе Кидаль, Мали, похитили и убили двух французских журналистов Клода Верлона и Жислен Дюпон, работающих на Radio France Internationale (RFI). Перед похищением репортеры брали интервью у одного из представителей повстанцев-туарегов Амбейри Аг Риссы.
Астана |