|
Сергей Козлов
Александр Рар, немецкий политолог и наш постоянный собеседник, на днях вернулся из Брюсселя, где провел ряд встреч со своими европейскими коллегами, где они в рамках Форума мира в Европе обсуждали нынешнее положение на континенте. Мы задали господину Рару несколько актуальных вопросов
- Наверное, спрашивать, о чем дискутировали в Брюсселе - излишне. Вопрос лишь о том, был ли полный консенсус во мнениях Ваших коллег о положении на Украине?
- Как ни странно, нет. Мнения были самые разнообразные. Например, огромный диапазон мнений присутствовал по поводу того, почему Запад так нерешителен с Путиным. Санкции откровенно беспомощные, кто-то высказывал недоумение, кто-то - досаду, а кто-то “успокаивал” - все еще впереди, вот увидите, дальше будет намного жестче. Но все же большинство выступавших - а в форуме принимали участие профессора многих университетов и научных аналитических центров - сходились в том, что евро-атлантическое сообщество реагирует на действия Москвы вяло и очень не хочет обострения. Но вынуждено что-то делать, потому что иначе и вовсе потеряет лицо. А этого допустить никак нельзя - скоро важные выборы, как в Европе, так и в США.
- Неужели все так на самом деле? В это трудно поверить - чтобы, например, американцы вяло и нехотя упускали возможность накрутить свой военный бюджет...
- Думаю, они его, как Вы сказали, непременно накрутят. И Украина - тут Вы тоже правы - им в этом только поможет. Конгресс противиться не будет. Но создается впечатление - и в Брюсселе тоже об этом многие говорили, - что в целом стратегия Запада верная, если исходить из того, что конечные результаты все равно будут в его пользу. Игра, которая сейчас началась, она не на месяцы или недели, она на долгие годы. И в западных столицах уверены, что эта игра будет за ними, как было, например, в холодной войне. Да, сегодня Путин всех переиграл - это признают все. Но завтра и послезавтра игра будет продолжена. Что будет в активе у Путина завтра? Ведь подъем в стране по поводу Крыма пройдет, и нужно будет решать огромные внутренние проблемы. Да и изоляция России станет тоже огромной проблемой. Так что все вокруг видится по-разному - я имею в виду взгляды из Брюсселя и из Москвы.
- А если Путин, что называется, выкрутится? То есть все у него не так уж и плохо - и народ поддерживает, и экономическая ситуация далека от катастрофы, и изоляция лишь заставит Москву реально решать накопившиеся проблемы. Такого никто в Брюсселе не видит?
- Что мне показалось интересным, так это общее нежелание обострять ситуацию. Я сравниваю, например, реакцию тех же людей - профессоров и политологов - на ситуацию с Асадом, Хусейном или даже с Милошевичем. В тех ситуациях звучали самые воинственные и агрессивные речи и призывы. Например, о том, что “мир не может такого терпеть” и “агрессора нужно наказать немедленно”, или “чтобы восстановить статус-кво, цена не так важна”. А сегодня в отношении Путина превалирует мнение: ну все равно ему когда-нибудь конец, поэтому не будем горячиться, рисковать крупными ставками, идти ва-банк. Зачем? “Пересидели” мы СССР, точно так же будет и с путинской Россией. Я повторяю - выборы. И никто не хочет рисковать. Ведь для того, чтобы усмирить Путина, требуются совсем не те ресурсы и не та решимость, как для того, чтобы усмирить Каддафи. И времена не те, и Россия - не Ливия.
- Вы ничего не говорите об изоляции - ведь она, скорее всего, будет выгодна Путину, не так ли?
- Трудно изложить ту точку зрения, которая превалирует на Западе в отношении таких стран, как Россия или как ваша страна, Казахстан. Почему трудно? Потому что в ваших странах твердо уверены в том, что вас хотят непременно завоевать, подчинить, забрать ваши ресурсы. На самом деле все обстоит совершенно не так. Просто всем хочется иметь дело с предсказуемыми странами. То есть с демократическими, в которых был бы отлаженный механизм передачи и смены власти. Поэтому никакой реальной изоляции не будет. Ведь нет никакого идеологического противостояния - и вы, и мы - общества с рыночной экономикой. Просто вы ее понимаете по-другому.
- Значит, майданов у нас не будет?
- Ну, это уж как вы сами у себя решите. Будет мягкая сила, ее давление, это уж точно - оппозиция, которую Запад будет пытаться поддерживать так же, как и процесс формирования гражданского общества. Если оппозиция и гражданское общество могут в какой-то стране привести к майдану - то это не вина тех, кто оппозицию поддерживает. А лишь диспропорции в развитии самой страны. Поэтому можете спать спокойно, самолеты НАТО к вам не прилетят - готов ответить за свои слова. Но помните - от майдана никто не застрахован. |