|
Оказывается, можно взорвать и такие райские уголки планеты, как мирный и тихий Таиланд.
Таиланд для казахстанцев стал знакомым и даже близким. Отдых в этом королевстве - особенно зимой - это уже далеко не экзотика, и доступен он даже людям с довольно невысокими доходами.
Но, приезжая в эту благословенную страну, наверное, вряд ли кто-нибудь из наших сограждан догадывался, что она тоже “беременна революцией”, как, например, Сирия или Ливия. И даже в этом месте, созданном, казалось бы, только для отдыха и неги, могут кипеть политические страсти, плестись коварные интриги и даже гибнуть люди.
И вот сегодня многие из нас задаются вопросом: почему вежливый, улыбчивый и приветливый Таиланд вдруг взорвался?
Что же происходит сегодня в столице королевства Бангкоке, а также в отдаленных провинциях? Почему десятки тысяч людей упорно противостоят не только власти, но и друг другу вот уже несколько лет? И кто реально стоит за этими протестами?
Мировая пресса в основном ограничивается комментариями по поводу демонстраций в Бангкоке и редко описывает происходящее за его пределами. Почти нет материалов, в которых бы события в королевстве подвергались анализу со стороны экспертов по этой стране. В лучшем случае, это сухая констатация видимых причин и их последствий. Причем рассматриваются они исключительно с точки зрения западных наблюдателей.
Есть, правда, и российские материалы, в которых авторы пытаются дать более полный и развернутый ответ на возникшие “тайские вопросы”, но таких материалов очень немного.
Итак, что же стало причиной тайской революции и каковы ее возможные последствия?
Долой госпожу Чинават!
Маленькая зарисовка с улиц Бангкока
В центре Бангкока, в так называемом перекрестке Lerng, где встречаются улицы Nakhonsawan и Phitsanulok, кипит очередной митинг противников нынешней власти - это “желторубашечники”. Правда, слово “кипит” здесь не совсем подходит, скорее - митинг интенсивно варится в своем соку.
Все проходит довольно своеобразно. Поочередно к микрофону подходят ораторы, складывают ладони в буддийском приветствии, кланяются и начинают крыть правительство и премьер-министра мадам Йинглат Чинават разными нехорошими словами. Но это для тайцев эти слова нехорошие, на наш слух они звучат вполне прилично.
Мой переводчик Санхеп Пханнитлан спокойно артикулирует очередного протестанта:
- Госпожа Чинават не выполняет взятых на себя обязательств, она должна уйти с поста главы правительства, у нас уже нет терпения ее выносить...
Вокруг кивают протестующие, некоторые тихо комментируют слова оратора, но большинство сидят или стоят тихо и лишь внимательно слушают. Мужчина средних лет, отговорив очередную порцию протеста, сходит с небольшой возвышенности, его место занимает старик лет восьмидесяти, который снимает соломенную шляпку и, прежде чем приступить к клеймению власти, откашливается.
- Госпожа Чинават очень плохой человек, - переводит мне Санхеп с тайского на английский, - она очень, очень плохой человек, она жадная и коварная...
Я прошу своего спутника поговорить с некоторыми протестантами, стоящими вокруг импровизированной трибуны.
- Почему вы здесь? - спрашивает переводчик немолодую уже женщину, которая сидит с трехцветной повязкой на голове (символ протестующих - повязка цветов тайского флага).
- Госпожа Чинават... - начинает женщина.
Но я прерываю:
- Спроси ее, Санхеп - что такого особенного, плохого сделала госпожа Чинават лично для нее? Что конкретно делает Чинават плохого для Таиланда?
- Госпожа Чинават все делает очень плохо, - переводит ответ женщины Санхеп, - она очень много делает такого плохого, что до нее никто не делал. А главное - она хочет вернуть в страну своего брата, который еще хуже. Он, ее брат, хочет все перевернуть в Таиланде и сделать так, чтобы в Бангкоке жизнь стала плохой.
- Понятно... - говорю я и прошу обратиться еще к кому-нибудь из “революционеров”.
Парень лет двадцати, с виду студент:
- Власть коррумпирована, - говорит Понсуван по-английски, - она не считается с народом. Люди живут все беднее, а те, кто вокруг премьер-министра госпожи Чинават, - все богаче. Разве это справедливо? В Таиланде много денег от туристов, но все эти деньги попадают только к богатым, тогда как мы становимся все дальше от них.
- А как же, например, Вы? За чей счет Вы учитесь в университете? - спрашиваю его я.
- Я учусь в буддийском университете по специальной программе. Но таких, как я, немного, в основном молодежи получить университетский диплом не так-то просто. Хотя бы потому, что даже школу окончить могут далеко не все - необходимо с самых ранних лет зарабатывать на жизнь, так что не до школы.
Между тем среди митингующих оживление. Пришел какой-то явный активист, которому сразу же освободили место на невысоком подиуме.
- Этот господин говорит, что нужно собираться у моста Маккаван, - переводит мой помощник, - нужно идти к проспекту Ратчадамноен Нок и там входить в колонну людей, которые пойдут к комплексу правительственных зданий.
Митингующие шумят и собираются в колонну, никто не возражает, у всех озабоченные, но сосредоточенные лица. Появляются флаги, по бокам колонны идут активисты, регулярно выкрикивающие речевки, которые подхватываются идущими.
- Долой госпожу Чинават! - кричит активист в мегафон.
- Долой госпожу Чинават! - поддерживают идущие.
- Нам нужно новое правительство! - кричит уже другой активист с другой стороны колонны.
- Нам нужно новое правительство! - подхватывают идущие.
В сотне метров от митинга сидят полицейские в полной амуниции, со щитами и касками. Они лениво наблюдают за происходящим и неохотно отвечают на вопросы. Никто не сдвинулся, несмотря на то, что протестующие стали уходить в другое место.
- А зачем? Это наш район, нам поручено его контролировать, а там, куда они идут, - другие участки, которые контролируют другие полицейские, - пояснил нам констебль, который, естественно, имени своего не назвал.
Между тем колонна огибает Памятник демократии на проспекте Ратчадамноен Кланг и вытягивается по нему в сторону улицы Рамы VI. Слева и справа к колонне присоединяются новые “желторубашечники” со знаменами и мегафонами. Эксцессов нет, все проходит спокойно, если такое определение можно отнести к шествию протестующих против власти.
- Мы хотим жить в другой стране! - раздается довольно необычный призыв.
- Мы хотим жить...
По мере прибавления людей в колонне увеличивается и энтузиазм, и речевки подхватываются все громче. Впереди - здание Министерства финансов. Колонна замедляет ход, и люди скапливаются на маленькой площади. Вокруг министерства стоят полицейские в полной амуниции и со щитами. Начинается новый митинг.
Андрей Трухан,
корреспондент Русской службы радио “Свобода” - специально для “Нового поколения”,
Бангкок - Алматы |