|
Наступивший год не принес согласия и спокойствия в украинское общество. По-прежнему активен майдан, по-прежнему остается открытым вопрос: что ждет Украину? По-прежнему ведутся пропаганда и агитация за европейскую интеграцию страны. Причем об этом активно говорят не только лидеры и представители оппозиции, но и украинские министры и властные функционеры
И на фоне всего этого вступили в силу российско-украинские соглашения по газу и кредитам. Что же реально происходит в стране и что ждет ее в этом году?
Сейчас ситуацию можно охарактеризовать как патовую. Все внимание по-прежнему приковано к киевскому майдану, на котором уже привычно проходит непрекращающаяся акция протеста. Регулярно 2-3 тысячи человек, иногда больше, очень организованно собираются в колонну и проводят очередную маршировку, заканчивающуюся митингом. Звучат яростные обвинения в национальном предательстве со стороны президента Януковича и премьер-министра Азарова.
Уже никого не удивляет, что эти колонны так слаженно и по-военному дисциплинированно выполняют поставленные перед ними задачи - держать руководство страны в постоянном напряжении и привлекать внимание как западной, так и оппозиционной украинской прессы. Никого не удивляет, что этих протестующих организованно увозят в специально снимаемые помещения на ночлег и отдых, кормят там и дают привести себя в порядок, а утром опять отвозят на автобусах на майдан.
И сам майдан превратился в полигон, на котором отрабатывается все то, что отрабатывалось уже в других местах - в Белграде, в столицах прибалтийских республик, в Праге, в Минске. Для этой отработки сформирован специальный штаб с политтехнологами, пресс-центром, иностранными консультантами, средствами связи.
Как на все это реагирует власть? Почти никак. Силовики постоянно предупреждают майдановцев о недопустимости противоправных действий, но эти действия совершаются каждый день и никто их серьезно не пресекает. Регулярно блокируется правительственный квартал, регулярно совершаются нападки на депутатов от Партии регионов, регулярно устраиваются акции вроде “нападения на оппозиционных журналистов”, после которых вновь раздаются обвинения в адрес власти.
Если же говорить о положении нынешнего украинского руководства, то здесь и президенту, и премьеру можно только посочувствовать и пожелать удачи в новом году. Большего пожелать нельзя, потому что все резервы своего будущего, кроме разве что благосклонности Москвы, это руководство уже исчерпало. Осталось только держаться с помощью лавирования между разными силовыми векторами украинской политики и играть на противоречиях политических противников.
Ассоциация с ЕС в том виде, как это предполагалось в прошлом году, уже невозможна. Хотя бы потому, что уже заключены соглашения с Россией и по газу, и по кредитам. В случае отказа от этих соглашений крах украинской экономики уже не сможет предотвратить ни ЕС, ни МВФ, ни Европейский центробанк. А украинская экономика - это не греческая. Здесь потребуются десятки миллиардов долларов, чтобы стабилизировать ситуацию.
Между тем борьба между финансово-промышленными группами за свое будущее и, следовательно, за будущую ориентацию Украины продолжается. Ведь ни для кого не секрет, что эта ориентация определяется не колоннами на майдане, а теми, кто эти колонны финансирует, организует и направляет. А направляют те, кто владеет металлургическими и прочими мощностями украинской экономики.
Сейчас большинству украинских олигархов стало очевидно, что подписывать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС невыгодно, поэтому и подписание сорвалось. Но если завтра ЕС свои требования изменит, то и ситуация может измениться, и олигархи - без всякого майдана - просто заставят правительство сделать так, как надо.
Почему же буквально в последний момент стало ясно, что соглашение с ЕС неприемлемо? Крупные украинские финансово-промышленные группы имеют собственность на Западе, но при этом равноправно “играть” там не могут в силу того, что вынуждены были в свое время зарегистрировать в качестве владельцев этой собственности западные структуры (компании, банки, финансовые корпорации, фонды).
Когда готовилось соглашение с ЕС, то украинские боссы рассчитывали, что это даст им возможность, наконец, полностью легализоваться и, таким образом, стать не только полноправными участниками западной рыночной игры, но и повысить стоимость своих зарубежных активов.
Однако Брюссель жестко дал понять, что этого не будет и финансового контроля за украинскими предприятиями никто отменять не собирается, так же, как и подсудности тех олигархов, которых обвиняют в крупных финансовых аферах, в уклонении от уплаты налогов, в отмывании денег, в махинациях с недвижимостью и счетами.
Именно поэтому подписание соглашения с ЕС и сорвалось. Но, повторяю, часть олигархической верхушки все еще надеется договориться с Брюсселем, и поэтому майдан еще какое-то время будет собирать людей.
Александр Говорук,
корреспондент агентства “Украинская линия”, специально для газеты “Новое поколение”
Киев - Алматы |