|
Ботагоз Сейдахметова
Вторая украинская революция невольно вызывает параллели с революциями в Киргизии. Там тоже один переворот не сделал людей счастливее, а экономику - сильнее, и “тюльпановые” революционеры очень быстро разочаровались в своих вчерашних лидерах.
Вторая киргизская революция привела к новым человеческим жертвам, новому президенту, но тоже пока не радует результатами, все потому, что жизнь веселее и легче не стала.
И в Киргизии, и в Украине к идейным товарищам примкнула группа тривиальных хулиганов с националистическими лозунгами.
Впрочем, что касается Украины, то это государство имеет собственные особенности, характерные только для нее. Одна из них, на мой взгляд, - это большее количество ярких политических персон, вокруг которых и ориентированы граждане страны. И, конечно, ее особое географическое положение между Россией и Европейским союзом, которое и вызывает постоянные споры о том, кто они и куда им идти дальше: на Восток - в Азию или на Запад - в Европу?
Виктор Янукович еще до оранжевой революции стал символом провосточного, точнее - пророссийского направления. Его оппонент на президентских выборах в 2004 году Виктор Ющенко - напротив, казался символом европейского будущего Украины. Потому и стал посторанжевым президентом Украины. В тандеме с ним на Майдане 2004 года блистала Юлия Тимошенко, которая заняла пост посторанжевого премьер-министра страны. Казалось, что все встало на свои места и ничто не могло помешать двигаться к мечте - а именно стать частью большой европейской семьи, войти во все западные структуры. И чисто теоретически к 2013 году должны были быть какие-то первые заметные итоги такого движения. Как минимум, Украина могла бы уже иметь список требований как к кандидату в ЕС. Такой список был у всех кандидатов, особенно первой большой волны расширения ЕС. От них требовали реформ во всех сферах жизни, и бывшие восточно-европейские страны старательно их выполняли.
Между тем к выборам 2010 года авторитет Виктора Ющенко “сдулся”, он набрал чуть больше пяти процентов голосов избирателей. Положение Тимошенко внутри страны тоже оказалось зыбким, вчерашний соратник по Майдану винил ее в таких грехах, за которые в той же Европе она бы давно сошла с политической арены. В какой-то момент ее винили даже в лояльном отношении к Кремлю, а такое обвинение в Украине особенно опасно для политика.
Но потом она быстро “реабилитировалась” и теперь и вовсе считается жертвой провосточного курса Киева. Юлия Тимошенко уже не первый год мается в тюрьме и в глазах Запада завоевала имидж украинского Нельсона Манделы. И, как полагается политическому заключенному, успевает из тюрьмы если не руководить Майданом, то как минимум влиять на него. Благо, главное требование Европы касается вовсе не реформ в стране, а освобождения Тимошенко из тюрьмы.
Я думаю, что при всей харизматичности Юлии Тимошенко и лояльности к ней Запада и всех проевропейских сил в Украине ее время уже ушло.
На деле европейские эмиссары должны более пристально изучать новых лидеров нынешнего Майдана. Они не только моложе и амбициознее своих революционных наставников. Они, выражаясь словами Ющенко в адрес Арсения Яценюка, “не зашорены догматом какой-то узкой политической ориентации”. То есть умелые руки политтехнологов могут слепить из такого материала что надо. А сегодня явно надо то, что хочет Запад.
Напомню имена лидеров нынешних киевских протестов. Это глава фракции “Батькивщина” Арсений Яценюк, руководитель партии УДАР Виталий Кличко и Олег Тягнибок - лидер националистической партии “Свобода”.
39-летний Арсений Яценюк - удачливый юрист и удачливый банкир, которого судьба привела в большую политику. В 31 год он становится министром экономики Украины, в 32 года представляет президента в правительстве, параллельно курируя службу безопасности Украины. И тогда же он впервые попадает в “Топ-100” самых влиятельных людей Украины на 28-е место. На следующий год в том же списке он поднялся на 12-й уровень! А еще через год, в 2007 году, в рейтинге журнала “Фокус” “200 самых влиятельных украинцев” Арсений Яценюк занял 8-е место. К тому времени он стал министром иностранных дел Украины. Позднее были прочие и более высокие правительственные посты, которые только укрепили его авторитет политика.
За молодость и энергию он получил в свой адрес шутливую кличку “Киндер-сюрприз”. Но хочу отметить, что о своих политических амбициях Яценюк всегда говорил сдержанно, что делает ему честь.
Впрочем, даже из этих скромных высказываний читается, что он не против в ближайшем будущем занять не только место премьер-министра, но и президента. Вполне возможно.
О том, что именно на него будут делать ставку на Западе, говорит косвенно и тот факт, что после ареста Тимошенко именно Яценюк взял на себя руководство партией “Батькивщина”. К тому же он прямо заявляет, что основная цель оппозиции - внеочередные парламентские и президентские выборы. И для этого необходимо “сражаться за свои гражданские права и свободы”, и этой цели можно добиться только, “если сотни тысяч украинцев будут участвовать в мирных демонстрациях против правительства, против президента и за интеграцию с ЕС”.
Как показывает мировой опыт, из “киндер-сюрпризов” часто получаются самые кровавые лидеры. Впрочем, время покажет. Благо, у Яценюка есть соратники и конкуренты в лице Виталия Кличко и опытного Тягнибока.
Лидеру националистов Олегу Тягнибоку 45 лет, он родился во Львове. Это самый запад Украины, который еще в советское время отличался откровенной нелюбовью ко всему русскому и жил исторической памятью о том, что когда-то эти территории не были частью Украины. Еще в советское время на западе страны не признавали русский язык, предпочитая говорить на украинском, венгерском или польском.
Олега Тягнибока я бы назвала радикальным политиком, а это уже уменьшает его шансы на лояльность Европы в его адрес. Приведу лишь часть из его политических принципов, большинство которых откровенно раскалывает Украину на восток и запад: запрет коммунистической идеологии; гражданство только тем лицам, которые родились на территории Украины или являются этническими украинцами; визовый режим с Россией, двусторонние соглашения с США и Великобританией об их военной помощи в случае вооруженной агрессии против Украины.
На мой взгляд, каждый пункт (а их намного больше) говорит о комплексе неполноценности и наивной вере в Запад, который в случае чего придет и спасет. Часто его выступления отличают русофобия и антисемитизм, а ведь на Западе, мягко говоря, не очень любят националистов.
Одним словом, на Тягнибока Запад ставок делать не будет. Он пока выступает в роли катализатора народных волнений, которые многими расцениваются как демократическое волеизъявление народа.
Лидеру Украинского демократического альянса за реформы Виталию Кличко 42 года. До сих пор он был известен как профессиональный боксер и в политику пришел относительно недавно и неожиданно - в 2006 году в качестве депутата. Он, пожалуй, самый “русский” в этой лидерской тройке, потому как родным языком овладел сравнительно недавно.
Между тем именно его партия наименее русская или украинская, потому как изначально была создана как европейская партия и даже носила другое название - “Европейская столица”. Более того, УДАР является партнером Христианско-демократической партии Германии. А потому и цели партии звучат очень по-европейски: уважение свобод, верховенство закона, единство страны и нации и, наконец, строительство настоящей социально-рыночной экономики.
Если честно, я не уверена, что все эти красивые европейские декларации как-то проникают в сердца украинцев, ведь советское прошлое одним росчерком пера не перечеркнешь и не убьешь. Особенно, если ты до сих пор страдаешь от бандитской власти местных князьков.
Так что, на мой взгляд, спортсмен Кличко выглядит как засланец Запада и марионетка, которая понимает, что президентское кресло ему не светит. Благо, лично он сам давно уже интегрирован в Европу.
Итак, в новой тройке ведет Арсений Яценюк. Именно с ним, на мой взгляд, очень скоро будут вести переговоры и Европа, и Россия. |