В Грузии прошли выборы президента. Победил кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. Из Тбилиси передает Ираклий Литанишвили
ЦИК Грузии обнародовал первые данные подсчета голосов. Как сообщила спикер комиссии Эка Азарашвили, по данным с 440 избирательных участков (всего для выборов было открыто более 3,7 тысяч избирательных участков), на первое место вышел кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. За него проголосовали 63,82 процента избирателей на этих участках.
Второе место занимает кандидат от «Единого национального движения» Давид Бакрадзе - 21,28, на третьем - кандидат от «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе - 9,51 процента голосов. Активность избирателей составила 46,6 процента. Всего участие в выборах приняли 1 648 662 избирателей.
Подсчет голосов еще продолжается, но итог выборов уже ясен. Набрал ли Георгий Маргвелашвили 63 или 64 процента голосов - не суть важно, важнее – второго тура не будет и поражение сторонников Михаила Саакашвили уже окончательное.
Что это означает? Конец одной политической эпохи для Грузии и начало другой. После выборов страна превращается в парламентскую республику, в которой основные властные полномочия перейдут от президента к премьер-министру и парламенту. Тем не менее, схватка за туперь уже номинальный президентский пост была показательной и очень важной в этот переходный момент.
Когда десять лет тому назад в результате «революции роз» к власти пришел Михаил Саакашвили, тоже говорили о начале новой политической эпохи. И с этим подавляющее большинство грузин связывали огромные надежды на улучшения и прогресс. И изменения были, но совсем не те, которых ожидали.
Самым большим просчетом Саакашвили здесь считают полный разрыв с Россией в надежде на то, что в благодарность за этот разрыв Запад примет Грузию с распростертыми объятиями. Этот разрыв вызвал и некоторый подъем патриотизма, чем Саакашвили не преминул воспользоваться. Но оказалось все иначе, чем представлялось. Россия повела себя жестко, а Запад не захотел с ней ссориться из-за Грузии.
Нынешние выборы получили название «рейтинговые», то есть определяющие не столько желание избирателей видеть того или иного президента, а выявляющие настроения граждан. От того, как они проголосовали, теперь можно судить: поддерживают ли они нынешнюю правящую колацию и есть ли еще сторонники Саакашвили в стране?
Оказалось, что «Грузинской мечтой», что выдвинула Маргвелашвили, в целом грузины пока довольны, а партию Саакашвили поддерживает примерно пятая часть политически активных граждан. Тогда как Нино Бурджанадзе поддержало не более 11 процентов голосовавших, что явилось, вопреки ожиданиям, низким результатом.
Георгий Маргвелашвили уже охарактеризован как самый «нехаризматичный» лидер Грузии. Он по образованию философ и до сих пор никак не выделялся на политическом поле. Безусловно, он «человек Иванишвили». Именно премьер-министр его выдвинул, всячески поддерживал и прямо заявил: голосуя за него, вы голосуете за меня. Основной миссией Маргвелашвили будет налаживание контакта и диалога со всеми политическими силами страны для выстраивания некой общей внешне- и внутриполитической линии.
Во внешней политике «Грузинская мечта» обещает наладить отношения с Россией и предпринять реальные усилия для «деоккупации Грузии». Кроме этого будут продолжены усилия по интеграции Грузии в Европу. Уже в ноябре Маргвелашвили предстоит ехать в Вильнюс, чтобы парафировать соглашение с ЕС об ассоциировании Грузии с этим союзом и создании зоны свободной торговли.
Под вопросом будущее партии Саакашвили «Единое национальное движение». За годы своего существования оно почти полностью утратило поддержку избирателей. То, что на нынешних выборах за кандидата от ЕНД проголосовало около 300 тысяч избирателей из 1 700 тысяч принявших участие в выборах, говорит о том, что сторонники бывшего президента сумели собрать буквально всех, кто хоть в какой-то степени симпатизировал ему.
Это был их последний политический бой, после которого вполне возможен и роспуск партии и даже возбуждение уголовных дел против некоторых ее руководителей. Об этом, в частности, намекала Нино Бурджанадзе во время своей предвыборной кампании, но пойдет ли на такое обострение Бидзина Иванишвили, фактический ныне правитель Грузии, пока сказать трудно. |