На этой неделе вновь стали приходить тревожные вести из соседней Киргизии. Массовый митинг в Иссык-Кульской области привел к волнениям и арестам. О том, что сейчас происходит в стране, читателям “Нового поколения” рассказывает киргизский журналист Аргыбек Султанбаев
Главное требование митинга - национализация золотоносного рудника “Кумтор”. Когда в поселке Каракол на встречу с митингующими вышел представитель правительства
Эмилбек Каптагаев, они захватили его, как сказано было им самим, в заложники и удерживали больше семи часов. По утверждениям Каптагаева, его грозили сжечь заживо, если правительство не примет условий митингующих. Кроме того, участники акции пытались захватить здание местной администрации.
К вечеру ОМОН разогнал митинг специальными светошумовыми гранатами и Каптагаева освободили. ОМОН арестовал 23 самых активных участников митинга и доставил их в управление госбезопасности по Иссык-Кульской области.
Но уже на следующий день, во вторник, в соседнем селе Саруу жители стали вновь собираться и даже более того - строить баррикады на дорогах и вооружаться подручными средствами: камнями, готовить бутылки с зажигательной смесью и арматуру на случай противостояния с полицией.
Требуют они на этот раз отпустить арестованных участников митинга в Караколе. Полиция утверждает, что в селе есть люди и с огнестрельным оружием, хотя сами жители это опровергают. Если же власти не выполнят требований на этот раз, то они грозят силой захватить местное районное отделение внутренних дел в Джеты-Огузе.
Начальника этого отделения Каласа Джодеева накануне жители села Саруу просто избили и выгнали, когда он попытался вести с ними переговоры.
В чем суть противостояния? Накануне правительство в Бишкеке подписало с канадскими инвесторами из компании Centerra Gold меморандум о создании совместного предприятия “Кумтор”. После долгих переговоров было достигнуто соглашение о разделе акций “Кумтора” поровну - 50 на 50 между Бишкеком и канадцами. Так вот протестующие требуют отказаться от “50 на 50” и заменить их на “70 на 30” в пользу Кыргызстана.
Как говорят в Бишкеке официальные представители, за нынешними акциями в Караколе и Саруу явно стоят какие-то группировки, которые организуют местных жителей. Однако информацию от официальных лиц получить сложно, более того, чиновники панически боятся упоминания их собственных имен в прессе, тогда как протестующие, напротив, активно идут на контакт с журналистами и подробно делятся своими планами.
Все это свидетельствует о том, что митингующие на этот раз и в самом деле хорошо координируют свои действия и руководствуются чьими-то указаниями, как им себя вести и что предпринимать. Подозревают, что экс-президент Роза Отунбаева имеет к этому отношение. Называются также имена других бывших министров и глав различных ведомств, которые сегодня находятся в оппозиции к правительству. Но никто пока никаких доказательств этому не предъявил.
Могут ли протесты в Караколе и Саруу перерасти во что-то более серьезное? Сейчас этот вопрос волнует в Бишкеке буквально всех. Однако, судя по поведению чиновников в Бишкеке, перерастания митингов в новую революцию во власти никто не ждет. Во всяком случае, постоянно следуют заявления о том, что “ситуация под контролем” и на место событий направляются подразделения силовиков, которые не допустят противоправных действий.
Тут следует напомнить о том, что во время предыдущих серьезных конфликтов в 2005-м и в 2010 годах протесты носили повсеместный, а не локальный, как сейчас, характер. И в то время местные органы власти стали переходить на сторону протестующих, что и привело к двум “тюльпановым революциям”. На этот же раз власти на сторону участников акций не переходят. Во всяком случае, пока.
Говорят также и о руководстве митингами со стороны местного криминалитета, что тоже не исключено. Эти “лидеры” в результате соглашения с канадцами остались не у дел. Вот они и спровоцировали местных жителей с целью заставить и правительство, и канадцев “делиться с кем надо”. А сельчанам пообещали тоже кое-что дать от возможной новой сделки.
Сейчас же главной целью организаторов митингов, по всеобщему мнению, является принуждение власти применить против участников силу. Если это произойдет, то последствия могут быть серьезные. Потому что нынешнее правительство в Бишкеке, несмотря на относительную стабильность своего положения, тоже особой народной поддержкой не пользуется. И подобный поворот в ситуации вполне может спровоцировать новый массовый конфликт.
Но пока положение не столь уж угрожающее. Кроме того, протесты носят сугубо локальный характер и силовики уже блокировали их распространение даже по окрестным селам. |