|
Что общего между Казахстаном и Аргентиной? Казалось бы, абсолютно ничего. Тем не менее в современном мире даже такие далекие страны становятся во многом похожи. Прежде всего это касается методов модернизации экономик, которые чаще всего рекомендованы извне и далеко не бескорыстными советниками
На состоявшейся в Бишкеке в начале этой недели конференции “Либеральная экономика: опыт стран и регионов” сопоставлялись и эти методы, и их результаты. Мнения высказывались разные. Но, к примеру, аргентинский экономист Альберто Рамос, выступивший на конференции со специальным докладом, считает либеральный опыт своей страны совершенно неприемлемым для стран региона Центральной Азии. Хотя многое из этого опыта он видит и в нашей экономической практике.
Еще в последнее десятилетие минувшего века Аргентина выдавалась экспертами МВФ и западными журналистами в качестве образца реформирования своего хозяйства для стран бывшего СССР. Модель либеральной экономики, которая была разработана и предложена МВФ и активно внедрялась в жизнь аргентинским министром экономики
Доминго Кавалло, казалось, приносила невиданные доселе плоды. Аргентинский ВВП за 1991-1994 годы вырос на 32,8 процента.
Казалось бы, была побеждена инфляция. Прежняя денежная единица аустраль была обменена на новые песо из расчета 10 000:1. Песо свободно конвертировались в доллары в соотношении один к одному. Проводилась политика так называемого currency board, предусматривавшая жесткую привязку денежной массы к имеющимся золотовалютным резервам. А эти резервы должны были составлять 75 процентов от массы выпущенной в обращение национальной валюты.
- Это вам ничего не напоминает? - спросил аудиторию Альберто Рамос. - Насколько мне известно, в ваших странах тоже так начинали, и очень многие тогда, в девяностых годах, верили, что именно эта модель нужна всем нам.
Так же, как и в Аргентине, в странах ЦА проводилась глубокая дерегуляция экономики, государство фактически перестало выполнять функции активного долгосрочного регулирования структуры народного хозяйства, сократились и многие другие его функции. Проводилась широкомасштабная приватизация. При этом в Казахстане, как отметил экономист, она была еще радикальнее и масштабнее, чем в Аргентине.
Успехи же Аргентины, связанные с победой над инфляцией, и общая финансовая стабилизация привлекли в страну иностранный капитал, и именно эти факторы обеспечили экономический рост. Только прямые иностранные инвестиции составляли от 2 до 5 миллиардов долларов ежегодно. Однако вскоре некоторые общие черты либеральной экономической политики привели к схожим результатам, “нивелировав” первоначальные существенные различия в стартовых условиях.
В конце 1998 года экономика Аргентины вошла в фазу спада. МВФ, Всемирный банк и Казначейство США в обмен на различные непопулярные меры, в том числе сокращение расходов бюджета и повышение налогов, выделили стране несколько траншей кредитов. Однако экономический кризис усугублялся, возникла полномасштабная финансовая паника, наступил социальный взрыв и политический кризис 2001-2002 годов. Экономика страны зашла в тупик, внешний долг вырос до рекордного уровня в 132 миллиарда долларов (166 процентов ВВП), обслуживание долга (выплату процентов) правительство осуществляло только за счет новых траншей внешних кредитов.
Но если оставить историю, то в чем схожесть и возможная опасность либеральных моделей наших экономик и аргентинской?
- Я скажу банальные вещи, отвечая на этот вопрос, - говорит Альберто Рамос. - И у вас, и у нас коррупция глубоко проникла в государственный аппарат и препятствует выработке и проведению в жизнь решений, отвечающих общенациональным интересам. У нас, как и у вас, серьезнейшей проблемой стало социальное расслоение общества. У нас, например, свыше 40 процентов людей живут ниже черты бедности. А сколько таких людей у вас?
Да, в Центральной Азии у населения, привыкшего к социальному протекционизму и патернализму, ниже уровень самоорганизации и способности к самостоятельным действиям (но зато и мощь взрыва “перегретого котла” может быть больше). Но все это не отменяет общих закономерностей, присущих либеральным реформам без учета специфики отдельных стран, регионов, обществ.
А общие закономерности, по мнению аргентинца, таковы: никогда не продавай эффективные экономические объекты и активы, никогда не открывай рынки для более сильных экономических конкурентов, никогда не проси огромных кредитов, не поборов коррупцию - иначе эти деньги быстро разворовываются и проедаются. |