В Германии прошли всеобщие выборы в бундестаг. Блок Ангелы Меркель ХДС/ХСС одержал победу, получив 41,5 процента голосов по партийным спискам, а также 45,3 процента по одномандатным округам, сообщила федеральная избирательная комиссия после обработки информации со всех избирательных округов. Прокомментировать итоги выборов мы попросили германского политолога Александра Рара
- Были ли для Вас неожиданности в этих итогах?
- Эта кампания, по моему мнению, была самой скучной за последние десятилетия. Потому что ни одна из партий не смогла предложить избирателям что-то новое, даже что-то комплексное, что бы отвечало требованиям времени. Даже пункты социальных программ почти не отличались. Не было и новых лидеров. Вообще, это была кампания Меркель по всем статьям. Например, кандидат от социал-демократов Пеер Штайнбрюк просто не годится на роль серьезного кандидата в соперники кому-либо, и он это доказал, повторив провал СДПГ с Франком-Вальтером Штайнмайером в 2009 году. Его партия набрала 25,7 процента голосов.
- Можно ли назвать победу Меркель только победой лично Меркель, или ее партия все-таки смогла что-то предложить избирателям кроме своего популярного лидера?
- Совместная программа ХДС/ХСС называется: “Вместе быть успешными для Германии”. Она основывается на экономической стратегии Меркель - Шойбле по консолидации бюджета и отказу от стимулирования экономического роста за счет повышения государственных расходов. Это программа превращения Германии как бы в “большую Швейцарию” по уровню накопления богатства, комфорта и стремлению при этом избегать какой-либо ответственности за международные кризисы. Кроме того, в программе христианских демократов содержится, например, такой тезис: в Европе живет семь процентов от населения всего мира, Европа производит 25 процентов всего, что производит мир, и Европа тратит 50 процентов на социальное обеспечение от всего того, что тратит на это весь остальной мир. Так вот, эту цифру Меркель и ее соратники обещали сократить.
- Но сейчас первоочередной задачей Меркель является...
- Формирование правящей коалиции в бундестаге. Это действительно задача, если учесть, что прежние союзники ХДС/ХСС - свободные демократы - потерпели полное фиаско, не набрав пяти процентов голосов, и не войдут в парламент. Теперь Меркель вынуждена будет формировать “большую коалицию” со своими главными оппонентами - социал-демократами и, скорее всего, с зелеными. Если между ними будет достигнута договоренность, то правым предстоит отдать левым гораздо больше мест в правительстве, чем они это делали для свободных демократов. Это считается в Германии нормальным, так как большая коалиция для немцев - залог стабильности и устойчивости правительства и внутренней политики в целом. Но переговоры по ее формированию легкими не будут.
- Ну и, наконец, политика внешняя - как она может измениться на восточном направлении?
- В отношении Казахстана она, я думаю, не изменится существенно никак. Казахстан останется важным партнером для Германии как ключевое государство в Центральной Азии и как один из основных поставщиков сырья. Есть опасения, что несколько изменятся отношения с Россией, причем в сторону ухудшения. Это по многим признакам. Потому что Германия активно выступает за интеграцию Украины в Европу, что Москве явно не нравится. К тому же Меркель обещала в своей предвыборной кампании оказывать больше влияния на Кремль в гуманитарной сфере. И, учитывая и весьма прохладное отношение к России со стороны германских левых, “восточный вектор” политики может быть скорректирован. |