|
США начинают новую войну на Ближнем Востоке. Но многие критики политики Обамы внутри самой страны указывают на очень опасные тенденции в американскрй экономике. Начиная с возможного дефолта из-за огромного, безмерно растущего долга и кончая бедственным положением отдельных регионов Америки. Об одном из них специально для “Нового поколения” рассказывает экономический обозреватель радио “Свобода” Сергей Сенинский
Кто не слышал о Детройте? О процветающей столице американского автомобилестроения? Где производили вожделенные “Форды” и “Кадиллаки”. Слышали все. Но теперь услышат еще.
Детройт был символом американской промышленной мощи в середине прошлого века. По численности населения (1,85 миллиона человек) он занимал четвертое место в стране. Однако вскоре компании вывели производство в другие города и штаты, что привело к длительному спаду во всех сферах города.
С тех пор Детройт не раз признавался самым опасным городом США. В 2011 году его население составляло всего 700 тысяч человек, и город оказался кандидатом в банкроты. Ранее среди крупных городов на грани банкротства стояли Нью-Йорк в 1975 году, Кливленд - в 1978-м и Филадельфия - в 1991 году.
Теперь же Детройт стал банкротом окончательно, так как устал бороться с перманентными финансовым, экономическим и социальным кризисами. Банкротство стало самым масштабным в истории муниципальной Америки как по сумме долга, так и по числу жителей города.
Надо сказать, что в 50-х годах прошлого века Детройт был, по сути, крупнейшим моногородом в мире. Все в нем крутилось вокруг автомобильной индустрии, которая переживала бум после окончания Второй мировой войны и собирала сливки стремительного экономического роста как в США, так и в прочих развитых странах Запада.
Спад же начался тогда, когда в 60-х годах японское автомобилестроение начало захватывать американский рынок, а местные автомобильные корпорации оказались недостаточно гибкими, чтобы ему противостоять.
К тому же в Детройте произошла еще одна характерная американская локальная история. Город оказался одним из тех мест, где произошла смена населения. В буквальном смысле. Из южных штатов сюда устремился поток мигрантов, в основном чернокожих. После серии конфликтов белые детройтцы начали продавать свои квартиры в центре города и переезжать в пригороды.
Процесс, получивший название White Flight (“бегство белых”), проходил во многих городах США, но именно в Детройте он приобрел невиданные масштабы. Заселившие центр города мигранты в силу своей бедности не смогли поддерживать прежде престижные кварталы в надлежащем виде, и они постепенно пришли в упадок.
Но, как оказалось, все еще было впереди. В 90-е годы из города стали массово уезжать как остатки белого населения, так и относившиеся к среднему классу негры. Для остальных наступили трудные времена: экономический спад вел к сокращению рабочих мест, что, в свою очередь, способствовало ускоренному разрушению инфраструктуры, а это лишь увеличивало отток людей. В итоге к 2011 году численность населения Детройта сократилась в несколько раз, причем доля белой неиспаноязычной его части упала до семи процентов (в 50-е их было более 80 процентов).
Кварталы города превратились в идеальную сцену для съемок фильмов в жанре фантастики. Вслед за промышленным производством в кризисе оказалась и социальная сфера. В Детройте остались только те, кому больше некуда деваться. Каждый следующий мэр, придя к власти, обещал горожанам возрождение и обновление бывшей автомобильной столицы, но дела у Детройта шли все хуже и хуже. Самое неприятное заключалось в том, что из-за отсутствия нормальной налоговой базы долги города начали быстро расти, а возможности их выплачивать с каждым годом сокращались. Глобальный экономический кризис 2008 года стал для Детройта приговором, банкротство было лишь вопросом времени.
Рику Снайдеру, губернатору штата Мичиган (именно в нем располагается Детройт), надоело терпеть “ужас без конца”, и он своей властью в марте 2013 года назначил городу кризисного управляющего, который, по сути, забрал все финансовые полномочия из рук избираемого населением мэра. Этим управляющим стал Кевин Орр, который, вникнув в дела, довольно быстро признал, что городу деваться некуда: нужно подавать документы о финансовой несостоятельности. К этому времени сумма долга города превысила 18,5 миллиарда долларов, а ежегодный дефицит бюджета составлял более 380 миллионов долларов.
По закону, муниципалитет имеет право в первую очередь платить по текущим счетам для обеспечения нужд города. Все остальные кредиторы, особенно расположенные вне города, будут договариваться о реструктуризации долгов с кризисным управляющим. Орр объявил, что дефолт будет объявлен по общей сумме в 2,5 миллиарда долларов - это позволит сэкономить средства на выплаты пожарным, полицейским и работникам других муниципальных служб.
Некоторые эксперты полагают, что из-за банкротства выплаты пенсионерам будут предельно урезаны, часть городских служащих будет все же уволена, прекратится уборка снега и мусора, а многие компании покинут город. “Недостаточно просто сказать: давайте сократим долг. Необходим реальный план восстановления. В противном случае ситуация повторится вновь”, - пояснил The New York Times эксперт юридической компании Chapman and Cutler Джеймс Спиотто.
За 80 лет 640 американских муниципалитетов обратились с просьбой о защите от банкротства. 40 таких случаев пришлись на последние 5 лет. Детройт стал рекордсменом по объему долгов, которые предстоит реструктурировать. До этого крупнейшим банкротом США являлся округ Джефферсон в штате Алабама, который задолжал кредиторам более четырех миллиардов долларов. Предполагается также, что в Детройте будут существенно повышены налоги. Это нанесет дополнительный удар по местному бизнесу, который в массе своей и так не процветает.
Тем не менее, на какое-то время средства, предназначенные для выплат, будут получены. Еще одним источником для пополнения городского бюджета станут дотации со стороны Мичигана. В то же время федеральное правительство отказалось вмешиваться в ситуацию с Детройтом, предоставив городу и штату справляться с трудностями самостоятельно.
Станет ли финансовый коллапс Детройта тем “дном”, оттолкнувшись от которого славный в прошлом город сможет подняться? Многие смотрят в будущее с надеждой, опираясь на пример другого гиганта той же самой автомобильной индустрии. Действительно, корпорация General Motors после банкротства в 2009 году смогла поправить свои дела и вышла в плюс. Хотя о прежнем величии речи уже не идет, положение в компании все-таки стабилизировалось.
Тем не менее, бывший мегаполис с нынешними 700 тысячами населения - это не компания, пусть даже и самая крупная. Масштабы бедствия тут просто несопоставимы. В ближайшее время детройтцам придется затянуть пояса, что может повлечь дополнительный исход населения. Кроме того, просто сокращение долгов не решит долгосрочных проблем, лежащих вне пределов финансовой сферы. Для того, чтобы Детройт ожил, необходимы масштабные инвестиции в новые производства.
В условиях же непростой экономической ситуации в США в целом маловероятно, что предприниматели захотят связываться с этой “черной дырой”. В общем, чтобы развернуть тенденцию, требуется не менее чем эпических масштабов прорыв со стороны как городских властей, так и населения.
Сергей Сенинский специально для “Нового поколения”
Вашингтон - Алматы |