|
Ботагоз Сейдахметова
“Братья-мусульмане” неожиданно для самих себя не только выбрались из подполья благодаря “арабской весне”, но еще и сделали то, о чем, кажется, и не мечтали - заняли высокие властные позиции и посадили своего человека в кресло президента Египта. Вчерашних революционеров с площади Тахрир такая ситуация совершенно не устраивала, так что триумф “братьев” был недолгим. Военные свергли первого постреволюционного президента Мохаммеда Мурси, а ряд высокопоставленных представителей “Братьев-мусульман” был взят под стражу. Сторонники президента Мурси не хотят верить, что все закончилось так быстро, так что в Египте уже второй месяц опять неспокойно и опасно для жизни.
По мнению моего собеседника арабиста Германа Крылова, Египет планомерно входит в пучину хаоса, а его экономика находится в свободном падении
Более того, “Братья-мусульмане” стремительно теряют даже те свои позиции, которые они успели за время революции и после приобрести. На сегодняшний день “братья” раздражают даже те государства арабского мира, которые построены на принципах ислама - это Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и даже Катар. А ведь именно Катар проходит по всем военным сводкам Ближнего Востока как государство, спонсирующее региональные революции. Но сегодня катарские чиновники открыто признают, что финансировали они не отдельную группу, такую как “Братья-мусульмане”, а правительство Египта.
Кроме того, на стороне временного правительства могут выступить государства - члены Лиги арабских государств, которые на этой неделе собираются провести экстренное заседание по ситуации в Египте.
Свое экстренное заседание по Египту готовят и в Европейском союзе. Европейские министры иностранных дел намерены надавить на военные власти Египта, запретив поставки оружия и техники в эту страну.
Наконец, сами временные власти хотят вновь запретить деятельность движения “Братья-мусульмане”, ведь пока они у власти, все в их руках. Премьер-министр переходного правительства Египта Хазем аль-Баблуи объяснил это намерение тем, что с “братьями” невозможно найти компромисс, потому что их “руки запятнаны кровью”. На днях египетская полиция начала расследование в отношении 250 членов исламистского движения “Братья-мусульмане” по подозрению в убийствах и терроризме.
|
“Братья-мусульмане” стремительно теряют политические очки. Но пока ситуация в Египте остается непредсказуемой |
Согласно официальным данным, только в прошлое воскресенье, 18 августа, во время беспорядков погибли 79 человек, более 500 человек были ранены. Общее число погибших за пять дней столкновения сторонников Мурси и силовых структур в Египте составило 830 человек, за полтора месяца погибло более тысячи египтян.
Судя по кадрам из новостей, скоро от Каира останутся одни головешки, город горит и рушится все - инфраструктура, вся политическая и экономическая системы.
С просьбой прокомментировать ситуацию я обратились к московскому арабисту Герману Крылову.
- Герман, как Вы считаете, в Египте скоро все стабилизируется? Какая из существующих политических сил может остановить беспорядки в стране и каким образом?
- Увы, Египет планомерно входит в пучину хаоса. Группировка “Братья-мусульмане” примиряться не намерена, ни на что другое, кроме возвращения Мурси на пост президента, она не согласится. И у самой группировки, и у ее “аффилированных” структур типа “Аль-Гамаа аль-Исламия” есть боеспособные вооруженные отряды и, судя по всему, они уже действуют. Египтяне, которые на выборах президента в 2012 году сделали свой выбор в пользу Мурси только для того, чтобы “не вернуться во времена Мубарака”, олицетворяемые конкурентом Мурси Ахмедом Шафиком, увидели “Братьев-мусульман” в действии и отвергли их.
Но время назад не вернешь, и “Братья-мусульмане”, пришедшие к власти законным путем, оказались готовыми бороться за власть даже с оружием в руках. Лишившись поддержки ветреных либералов, группировка вернулась к своему верному активу, который по дисциплинированности и готовности к самопожертвованию даст сто очков вперед даже регулярной армии. Еще бы, ведь рядовые активисты “Братьев-мусульман” считают себя солдатами “армии Аллаха” и готовы погибнуть, исполняя приказы своих лидеров, ведь за это их ожидают бесконечные утехи с гуриями, объедение и пьянство в “райских кущах”.
Египетская армия, увы, ничего такого своим солдатам не обещает, хотя и пользуется поддержкой большой части граждан, сохранивших остатки разума и не приемлющих мракобесия.
Итак, вся надежда Египта на силовые структуры, которым противостоит сильный и опасный противник, поэтому скорого конца противостояния ждать не приходится - напротив, дальнейшая эскалация именно вооруженного конфликта видится неизбежной.
- Возможны ли переговоры за круглым столом между сторонниками Мурси и временным правительством?
- Что касается “Братьев-мусульман” как переговорщиков, то тут от них можно ожидать лишь временных уступок, но этот вариант вряд ли устроит армию.
Классическое вероучение ислама гласит, что весь мир делится на “дар аль-ислам” (“дом ислама”) и “дар аль-харб” (“дом войны”). В первом, населенном правоверными, царит мир. Второй, населенный неверными, подлежит обращению в ислам. Обращать в ислам можно мирно, если проповедь ислама (ад-даава) не встречает сопротивления, но в случае, если кто-то противится проповеди, то против него необходимо вести войну. Перемирие здесь возможно лишь временное (худна), пока силы мусульман еще недостаточны.
В мировоззренческой системе “Братьев-мусульман” истинными правоверными являются именно они. Свою политическую деятельность они рассматривают как “ад-даава”, проповедь среди неверных, лишь номинально являющихся мусульманами (к христианам у них вообще особое отношение - недаром их атакам за последние дни подверглись уже более 50 церквей, и это при том, что в новом руководстве Египта нет ни одного христианина).
Если военным удастся подавить исламистов, они могут рассчитывать лишь на временное перемирие. Но пока исламисты уверены в своих силах.
- Как бы Вы оценили уровень поддержки либерально настроенных политиков, которые мечтают о новом Египте по западному образцу, в египетском обществе?
- Но, допустим, вооруженное противостояние в Египте вдруг каким-то чудом прекратилось. Чего тогда будут хотеть египтяне? Подавляющее их большинство, нищее, отсталое и необразованное, захочет всего и сразу. А так не бывает. Стране, с одной стороны, необходим долгосрочный и хорошо продуманный бизнес-план, а с другой - готовность всего народа работать не покладая рук и терпеть лишения ради будущего, пусть не своего, но своих детей. В приложении к Египту (в силу особенностей национальной психологии египтян) это звучит как утопия, хотя история знала примеры, когда некоторые страны буквально поднимались из руин именно по такому сценарию (как Япония).
Египетские массы мгновенно отвергнут реалиста, но восторженно встретят любого популиста, чтобы отвергнуть его через несколько месяцев, как это произошло с Мохаммедом Мурси. Так что мечты либеральных политиков о новом Египте по западному образцу весьма далеки от реальности. Реально Египет сейчас нуждается в диктатуре, а не в том, чтобы невежественные массы определяли будущее страны на демократических выборах. Чего стоят эти выборы, мы уже увидели.
- Герман, есть ли у Вас данные с показателями уровня экономики, безработицы, развития банковской системы, образования, туризма, который занимал серьезную нишу в экономике Египта, и прочих сфер жизни в Египте после начала “арабской весны”? Насколько упал уровень жизни египтян? Идет ли отток людей и капитала из страны?
- Что касается статистических данных, то даже в стабильных странах их сбор и обработка занимают довольно большое время, в течение которого можно говорить лишь о прогнозах. В Египте же и во времена Мубарака статистика была весьма приблизительной, а после его падения можно говорить лишь об отдельных, весьма неточных рассеянных сведениях.
Однако известно, что работа Каирской биржи после начала подавления выступлений исламистов была приостановлена. Несколько крупных международных компаний, имеющих производство в Египте, объявили о ее прекращении. Идет неконтролируемый отток капитала.
Европейские государства эвакуируют своих туристов, и даже МИД России, ранее говоривший о том, что курортные зоны в отличие от городов вполне безопасны, теперь советует в Хургаду не ездить. Еще несколько нападений на полицейских на Синае, подобных тому, что произошло минувшей ночью, и на Смоленской площади придут к выводу, что пора пересмотреть и оценку ситуации в Шарм-эль-Шейхе.
Даже эти немногие факты говорят, что экономика Египта находится в свободном падении. А отсутствие парашюта (настроя политических противников на диалог и реальной оценки ситуации) навевает мысли о том, что это падение прекратится лишь в момент удара о дно пропасти.
P. S. Тем временем стало известно, что свергнутый арабской революцией бывший президент Египта Хосни Мубарак может быть скоро освобожден. Об этом заявил его адвокат, который сообщил, что с Мубарака должны снять обвинения в коррупции. В частности, речь шла о том, что экс-президент с сыновьями присвоил более миллиарда египетских фунтов (это примерно 150 миллионов долларов) из государственного бюджета.
А пока соседство Мубараку в тюрьме составил новый экс-президент Мохаммед Мурси.
Пути господни неисповедимы... |