|
Ботагоз Сейдахметова
Узбекистан по-своему готовится к выводу войск НАТО из Афганистана. Ведь до сих пор присутствие американцев в Афганистане служило залогом того, что террористическая активность ограничивалась территорией Афганистана и Пакистана. Военные вузы Узбекистана будут готовить специалистов по борьбе с терроризмом. Новые курсы начнут свою работу с 1 сентября 2013 года. При этом планируется готовить более сотни специалистов в год
“Военные вузы будут готовить офицеров-специалистов, которые пополнят ряды структур, борющихся с терроризмом, а также осуществляющих специальные операции”, - цитируют СМИ представителя Министерства обороны Узбекистана Рустама Косимова.
Узбекский чиновник говорит, что подготовка будет вестись по самым различным профессиям - профилирование террористических групп и анализ их поведения, подготовка антитеррористических операций, освобождение заложников, ведение переговоров с террористами, работа с населением и другое.
Кроме того, Рустам Косимов подчеркивает важность сотрудничества в борьбе с терроризмом в международном масштабе, при этом студентам будут давать необходимые знания, связанные с особенностями региона. В частности, будут учить тонкостям борьбы с терроризмом в Узбекистане и соседних странах региона, а также давать историю борьбы с терроризмом, информацию об основных террористических группах. В качестве преподавателей выступят сотрудники спецслужб и правоохранительных органов. Помимо учебы на курсах курсанты будут выезжать за опытом за границу, принимать участие в международных тренингах и семинарах.
Пример международного сотрудничества узбекских спецслужб - это задержание боевика Исламского движения Туркестана (ИДТ) Фархода З. Он уроженец Ферганской области Узбекистана, рос в неблагополучной семье. Фархода завербовали экстремисты из ИДТ. Этой весной правоохранительные органы Узбекистана в тесном взаимодействии с иностранными коллегами задержали Фархода в момент, когда он пытался совершить теракт-самоубийство.
Впрочем, примеров терроризма в Узбекистане намного больше.
Так, в 1999 году было совершено два громких теракта, в которых подозревают Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Первый - в феврале произошли взрывы пяти автомобильных бомб в центре Ташкента, в результате которых погибли 20 человек и более 120 человек получили ранения. Второй - в ноябре, когда боевики ИДУ предприняли несколько нападений на сотрудников МВД города Янгиабада Ташкентской области.
В сентябре 2000 года отряд боевиков ИДУ численностью до 700-800 человек вторгся на территории Киргизии и Узбекистана, при этом четыре американских альпиниста были взяты в заложники.
Весной 2004 года произошла серия взрывов в Ташкенте и в кишлаке Кахармон в Рамитанском районе Бухарской области, в результате которых погибли 47 человек, из них 10 представителей правоохранительных органов, 4 гражданских лица и 33 боевика, и более 30 человек были ранены. Летом того же года опять в Ташкенте произошла серия из трех взрывов, совершенных террористами-смертниками: у посольства США, Израиля и в здании Генеральной прокуратуры.
Наконец, Андижанские события 2005 года, которые до сих по-разному трактуются как международными экспертами, так и местными, включая официальный Ташкент. Напомню, что суд над местными предпринимателями в Андижане перерос в беспорядки, которые были жестко подавлены властями. Во время подавления мятежа погибли, по разным оценкам, до тысячи мирных граждан. При этом Президент Узбекистана Ислам Каримов назвал погибших гражданских лиц, включая женщин и детей, “преступниками”. Это заявление сделало страну на какое-то время международным изгоем, коллеги из разных стран мира осуждали Ташкент за “неразборчивое применение силы”, а Европейский союз и США даже ввели экономические санкции в отношении Узбекистана.
Тем временем узбекский лидер заявил, что события в Андижане направлялись и финансировались из-за рубежа: “Преступники и стоящие за ними силы намеревались дестабилизировать ситуацию не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии”. Его позицию поддержали в Китае, так, официальный представитель МИД КНР Кун Цюань подтвердил, что в Китае поддерживают “усилия властей Узбекистана по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом”.
Андижанские события уже забыты, ЕС и США сняли санкции, и все словно забыли о трагедии 2005 года. Но главное опасение наблюдателей остается неизменным - террористические организации продолжают свою деятельность в регионе.
Необходимость нынешних курсов по подготовке специалистов по борьбе с терроризмом узбекские эксперты объясняют тем, что по мере вывода воинского контингента НАТО из соседнего Афганистана в нашем регионе активизируются террористические организации. В частности, Исламское движение Узбекистана, созданное исламистами в середине 1990-х годов.
Вообще, существует официальный список основных террористических сил в нашем регионе:
1. Исламское движение Узбекистана.
2. “Хизбут-Тахрир аль-Ислами”
(Партия исламского освобождения).
3. “Братья-мусульмане”. Это сеть автономных ячеек, действующих под различными названиями.
4. “ДааваИсламийя” - радикальное крыло ОСР.
5. Комитет мусульман Азии - действует в г. Ош, Кыргызстан.
6. “Акромиды” - религиозное исламское течение Узбекистана, действует в Ферганской долине.
7. “Адолатуюшмаси” (Объединение “Адолат”) - религиозно-экстремистская организация, действующая в г. Наманган, Узбекистан.
8. “Исломлашкарлари” (“Воины ислама”) - действует в Узбекистане.
9. “Товба” (“Покаяние”) - имеет сторонников и активистов в Кыргызстане и Узбекистане.
10. Движение Восточного Туркестана - действует в Синьцзяне, Китай.
11. Национальный революционный фронт Восточного Туркестана - экстремистская организация, преследующая цель создания на территории государств Центральной Азии государства уйгуров.
12. Организация освобождения Туркестана.
13. Восточно-Туркестанская исламская партия.
Всю эту чертову дюжину террористических организаций объединяют общие задачи: дестабилизация ситуации в странах региона, идеи сепаратизма и радикального фундаментализма. |