|
Ботагоз Сейдахметова
Мир веры и мир религии - это два разных мира. Я все чаще в этом убеждаюсь. В первом мире человек свободен в выборе смысла жизни и пути к Богу. Во втором часто сам институт религии контролирует своих последователей
Люблю цитировать пастора из советского фильма “Берегись автомобиля”, который говорил, что все верят. Одни - в то, что Бог есть, а вторые - в то, что Бога нет. Ни то ни другое не доказано.
О том, что такое религия, спорят многие - и философы, и теологи, и даже атеисты, тем более агностики. В советское время все знали четко, что религия - это опиум для народа. Точнее не скажешь!
Но, если серьезно, мне понравилось то, что сказал об этом американский ученый Роберт Турман, который изучает и преподает основы буддизма в Колумбийском университете. Он уверен, что религия - это тот институт, который оказывает людям духовные услуги. По его мнению, если религия присоединяется к политикам и правителям, благословляя их войны, - это уже не религия: “Но когда религии превращаются в крупные организации, то они начинают пытаться контролировать своих последователей, как будто это их собственность: ты должен подчиняться, должен верить, должен сражаться с иноверцами. Это приводит к печальным последствиям, преследованиям и религиозным войнам”.
Его слова подтверждает то, что сегодня происходит в исламском и христианском мире. Судите сами. Как сообщает “Аль-Арабия”, шариатский комитет сирийского города Алеппо признал противоречащим исламским законам изготовление и потребление рогаликов и круассанов. Поводом для составления такой фетвы стала убежденность в том, что полумесяц, в форме которого обычно печется сдоба, является “напоминанием о победе христиан над мусульманами”.
Вообще, гражданская война в Сирии, где традиционно мирно уживались между собой и мусульмане, и христиане, и прочие конфессии, привела к радикальному контролю над душами верующих. Под военный и исламистский контроль попали районы Алеппо, так что это фетва не первая и не последняя, которая поражает отсутствием веры в Бога, но отражает комплексы ее создателей. Так, одна из фетв говорит о том, что мусульманка не имеет права делать макияж и носить облегающую одежду. Кроме того, всем, кто во время Рамадана не будет держать пост, грозит... тюрьма.
А вот что касается пресловутых рогаликов в виде полумесяца, они были испечены в 1683 году, и на самом деле так христиане отпраздновали свою победу над войсками турецкого султана Мехмеда IV, пытавшегося взять Вену.
Тем временем мировая пресса пишет о встрече папы римского Франциска с журналистами во время перелета из Бразилии в Ватикан. Судя по ответам, папе римскому нужно быть не только духовным лицом, но также политиком и дипломатом. Так, на вопрос о гомосексуалистах он ответил, что проблема не в самой нетрадиционной ориентации, а в том, когда она используется для лоббирования тех или иных интересов. “Что касается гейского лобби, о нем много пишут: я не могу судить. Я не нашел в Ватикане ни одного гея, хотя говорят, что их много. Если человек проявляет добрую волю, кто я такой, чтобы его судить? Но я думаю, что следует отличать тот факт, что он гей, от факта, что он является членом лобби”, - ответил на вопрос о нетрадиционной ориентации папа римский.
Впрочем, при этом в Ватикане не забывают, что, согласно католическому катехизису, гомосексуальная ориентация не является греховной, однако гомосексуальные акты - это грех. Кроме того, папа римский Франциск подтвердил окончательный характер запрета на рукоположение женщин, но тут же заявил, что хотел бы чаще видеть женщин на руководящих ролях в административных и пасторских структурах.
Ответил папа и на вопрос, который касался монсеньора Рикка, которого подозревали в том, что он является защищенным членом “гей-лобби” Ватикана. Недавно он был назначен главой банка Ватикана.
Папа ответил: “В отношении монсеньора Рикки я провел “предварительное следствие”, которое ничего не дало. Я хочу отметить еще одну вещь: я вижу, что в Церкви неоднократно предпринимались поиски грехов молодости, но не преступлений, к числу которых можно отнести насильственные действия в отношении несовершеннолетних. Но если мирянин, или священник, или монахиня, совершили грех, Господь простит и забудет. И это важно: Господь забудет. Мы в таком случае не имеем права не забыть, поскольку иначе существует опасность, что Господь не забудет наши грехи. Петр совершил один из самых страшных грехов - отступничество. Отступничество совершали и папы”. |