|
Ботагоз Сейдахметова
Новый президент Ирана Хасан Роухани обещает вернуть “иранской нации достоинство”. Аналитики его считают реформистом и надеются, что новый иранский президент сможет наладить испорченные отношения Ирана с Западом и установить более глубокие отношения с Россией
Роухани победил
в первом туре
Очередные выборы в Иране показали, что в этом исламском государстве работает демократическая система и существует активное гражданское общество. В избирательной гонке приняли участие в итоге шесть кандидатов, и сама кампания была наполнена событиями и яростной борьбой соперников. Кроме того, немаловажный факт - предыдущий президент Махмуд Ахмадинежад не принимал участия в гонке, потому как занимал этот пост два срока. Чем не демократия?
Известно, что 80 процентов иранцев в 96 странах мира из тех, кто имел право голоса, приняли участие в голосовании. При этом Роухани набрал более 50 процентов голосов, так что необходимость проведения второго тура выборов отпала. По сути, это стало сенсацией нынешней кампании.
По степени зрелищности иранские выборы не уступают американским, где используются все методы воздействия на электорат, включая яркие речи и обещания.
Вот и новый иранский президент пришел к власти в ходе напряженной борьбы. Во время своего турне по стране он говорил на многие запретные, по сути, темы, чем тут же завоевал сердца не только как священнослужитель, но как реформатор у многих граждан страны, которые надеются на перемены. Впрочем, кардинально менять свою позицию по ядерной программе Ирана никто из кандидатов, даже из числа оппонирующих власти, не собирается. Тегеран твердо стоит на позиции права страны иметь мирный атом.
А что касается позиции Хасана Роухани, то в своих предвыборных речах он часто говорил о том, что экономические санкции Запада сильно подорвали экономику Ирана, а также изолировали страну от мирового сообщества, а потому первое, что он намерен сделать в этом отношении, - это восстановление хороших отношений со странами Запада.
Это означает, на мой взгляд, то, что все ядерные разработки теперь будут проходить в более открытом режиме, то есть инспектора МАГАТЭ получат доступ к ядерным объектам. Ведь суть санкций состояла в том, что у международных инспекторов нет возможности убедиться в мирном характере ядерной программы Ирана.
Кандидатуру Хасана Роухани, кстати, единственного из кандидатов священнослужителя, с самого начала лоббировал бывший президент Ирана Мохаммед Хатами. Хатами находился у власти с 1997 по 2005 год и в истории Ирана остался “иранским Горбачевым”. Такая авторитетная поддержка и обеспечила победу Роухани, потому что он автоматически унаследовал имидж реформатора и на его сторону перешли все оппозиционные силы Ирана, а также Женское общество. Тут надо отметить, что женщины в Иране - это очень активная и образованная часть общества. Этот факт для жесткого исламского государства весьма примечателен. В иранских университетах большая часть студентов - это именно женщины.
Генеральным секретарем Женского общества Исламской Республики Иран является Захра Мостафави - дочь покойного лидера Ирана имама Хомейни. В официальном заявлении от имени общества она отметила: “Роухани - наиболее подходящий кандидат в этой сложной ситуации благодаря его достижениям в дипломатической деятельности и курсу по установлению хороших отношений с различными фракциями и политическими группами”.
Помимо реформаторски настроенных женщин за кандидатуру Роухани выступил даже его вчерашний соперник. Мохаммад Реза Ареф, которого тоже считали реформатором, решил покинуть гонку добровольно в пользу Роухани. Через свой официальный сайт Ареф заявил, что это его решение связано с соответствующим предложением со стороны экс-президента Мохаммеда Хатами, лидера реформаторов: “В знак уважения к личности М. Хатами и его опыту на посту президента я отказываюсь от дальнейшего участия в борьбе за пост президента”.
В поддержку Роухани высказался также авторитетный среди части духовенства бывший спикер меджлиса Акбар Хашеми Рафсанджани, которому Совет стражей Конституции запретил самому выступить в качестве кандидата - формально из-за возраста.
Так что победа Роухани была предопределена.
|
Новый президент Ирана Хасан Роухани авансом заработал статус “реформатора” |
“Ось зла”
и “великий сатана”
Итак, каких реформ ждут граждане Ирана от нового президента?
Конечно, тех, которые позволят стране выйти из международной изоляции. В этом плане Роухани обещает, что восстановит дипломатические отношения с США, которые были разорваны после захвата в заложники персонала американского посольства в Тегеране в 1979 году.
Ведь с завершения дипотношений и начались экономические санкции США против Ирана. С 1979 года эти санкции периодически продлеваются и действуют по сей день. Их жертвами становились и иностранные (то есть не американские и не иранские) компании, которые, по данным США, передавали технологии и товары военного или двойного назначения Ирану или участвовали в разработке его полезных ископаемых. С 1995 года США не закупают товары и услуги у фирм, которые ведут бизнес в Иране.
Таким образом, посольство Ирана в Вашингтоне и иранские консульства были закрыты в 1979 году, а здание посольства и иные активы были заморожены. Также поступил с американской собственностью и Иран. Единственным дипломатическим представительством Ирана на территории США осталось посольство при ООН в Нью-Йорке. В свою очередь, у США не осталось никаких представительств в Иране. Бывшее посольство США в Тегеране ныне превращено в Музей антиамериканской пропаганды.
В одном из американских источников я прочитала интересный факт: после терактов 11 сентября 2001 года несколько членов иранской делегации были задержаны в момент, когда они производили видеосъемку - их немедленно попросили покинуть США.
При этом перечень претензий к Ирану со стороны Вашингтона не меняется много лет. Я бы даже сказала, что этот список передается, как эстафетная палочка, от одного президента США следующему и используется обязательно во время избирательной кампании в качестве одной из основных тем. Главная претензия к Ирану известна - Запад, и в частности США, подозревает Иран в попытке создания ядерного оружия. Вторая претензия также традиционна - Иран упрекают в поддержке террористических организаций, таких как “Хамас” и “Хезболла”. И, наконец, практически все лидеры Ирана призывали к уничтожению Израиля. Кроме того, в начале нулевых США периодически обвиняли Иран в том, что он прячет на своей территории некоторых руководителей “Аль-Каиды”, бежавших из Афганистана.
В 2002 году президент США Джордж Буш включил Иран в “ось зла” наряду с Ираком и Северной Кореей. Впрочем, до него президент США Рональд Рейган называл Иран “источником зла”, но история сохранила в памяти только оценку Буша-младшего.
Иран не остался в накладе и в ответ обозвал США “великим сатаной”, а также и иными малоприятными титулами.
Впрочем, в отношении двух идеологических противников возникали моменты потепления. Так, в 2003 году в Иране произошло страшное землетрясение, в результате которого погибли более 30 тысяч человек. Именно США предложили значительные объемы гуманитарной помощи и на время смягчили санкции.
По мнению некоторых американских политологов, в отношении Ирана американским политикам очень важно знать несколько моментов. Иранские граждане довольно лояльны к европейцам и американцам. Кроме того, американским политикам важно учитывать повышенную чувствительность иранцев к их религии и культуре, отсюда и уважение иранцев к своим религиозным лидерам.
Со своей стороны Хасан Роухани во время избирательной кампании резко критиковал президента Махмуда Ахмадинежада за “безответственные и непродуманные заявления”, которые нанесли большой вред стране. Если новый иранский президент сможет улучшить отношения с США, восстановить дипломатические отношения, это сделает его героем в глазах иранских либералов и западников. И, наконец, утвердит за ним окончательно звание “реформатора”.
Впрочем, одновременно именно Роухани считается одним из самых антитурецки настроенных политиков Ирана. Кроме того, он связывает Турцию и Азербайджан в одно целое, так что даже выступил во время избирательной кампании с антиазербайджанским заявлением. И это при том, что этнических азербайджанцев в Иране проживает намного больше, чем на исторической родине, и они играют довольно серьезную роль в политике страны.
Это выводит нас на тему внутренней политики многонационального Иранского государства.
Внутренняя политика
Во время избирательной кампании Хасан Роухани обещал повысить зарплаты рабочим на 40 процентов - пропорционально росту инфляции. И в то же время во время поездок по стране в период избирательной кампании Роухани общался с представителями различных этнических групп Ирана - с курдами, белуджами, туркменами и прочими. Во время своего выступления в провинции Курдистан Хасан Роухани сказал, что все народы, проживающие в Иране, должны иметь равные гражданские права. “Я не ставлю различий между статьями 3, 15, 19 и 22 Конституции Ирана”, - сказал он и добавил, что иранский народ - единый народ, и тот, кто ставит различия между курдами, тюрками, лурами, белуджами, туркменами, арабами и персами, тот сам не иранец.
На деле вопрос межнациональных отношений сегодня довольно остро стоит в Иране, обсуждается в политических кругах. Некоторые иранские политики опасаются, что обострение таких отношений может стать поводом для расчленения Ирана на национальные области - Азербайджан, Курдистан, Белуджистан, Хузистан и прочие.
При этом некоторые наблюдатели говорят о провале одной из основополагающих концепций Исламской революции, согласно которой в Иране “нет наций, а существует мусульманская умма”.
Так что важно понять, какую политику в области межнациональных отношений будет вести Хасан Роухани. Впрочем, основные вехи биографии 64-летнего политика вселяют позитивные надежды.
Во-первых, он имеет опыт политолога - с 1992 года возглавлял иранский Центр стратегических исследований - аналитический и консультативный орган при полновластном духовном лидере.
Во-вторых, имеет опыт дипломатических переговоров и даже представлял в свое время Иран на переговорах по ядерной проблеме.
Наконец, Хасан Роухани - высокообразованный шиитский богослов и правовед. Окончил юридический факультет Тегеранского университета и в 1972 году получил степень доктора в Каледонском университете Глазго, Великобритания. Если верить некоторым источникам, то помимо родного персидского языка и английского, на котором он учился в Великобритании, Хасан Роухани также владеет арабским, французским, немецким и даже русским языками. |