|
Ботагоз Сейдахметова
Вчера неожиданно сорвались первые за полгода переговоры между Северной и Южной Кореями, которые должны были нормализовать ситуацию на Корейском полуострове. То есть, по сути, стать переломным и историческим моментом в истории одного, но разделенного корейского народа
Два корейских государства после неоконченного конфликта 1950-1953 годов до сих пор ведут себя как партизаны, которых забыли в лесу, и они продолжают воевать, не зная о том, что война давно закончилась. В случае с корейцами обе стороны конфликта словно не в курсе, что СССР давно развалился, а НАТО проводит совместные учения со вчерашними врагами.
Это я к тому, что обе Кореи, по сути, результат более глобального идеологического противостояния между Советским Союзом и США и Западом в целом. После окончания Второй мировой войны победители стали делить мир на коммунистов и капиталистов, и таким образом под раздачу попал и Корейский полуостров. США и СССР в 1945 году договорились “временно” разделить Корею на северную, или советскую, и южную, то есть американскую.
Нет ничего более постоянного, чем временное. Корейский конфликт середины прошлого века стал для США и СССР способом утвердить собственные амбиции. Так, СССР финансировал северную коалицию, на их же стороне выступал коммунистический Китай, который и вовсе принимал участие в войне двух Корей посредством так называемых “китайских народных добровольцев”. В то время как США, Великобритания и некоторые страны в составе миротворческих сил ООН участвовали на стороне южан.
Война формально завершилась, но Корейский полуостров так и остался разделенным на много лет. В свое время, в середине 1950-х годов, тогдашние руководители Северной Кореи - генеральный секретарь Трудовой партии товарищ Ким Ир Сен и Южной Кореи - президент Ли Сын Ман, каждый по своему пытались объединить полуостров. Но проблема была в том, что оба лидера мечтали объединить его под собственным руководством, ведь каждая сторона была уверена в идеальности собственной идеологической доктрины для всего корейского народа. И каждая сторона называла свою столицу центром всего объединенного государства.
На мой взгляд, объединению двух корейских государств мешает не столько идеология (она, безусловно, играет важную роль), сколько высокие амбиции правителей и на юге, и на севере, которые не хотят идти ни на какие компромиссные варианты решения вопроса. То есть ситуация, которая, на первый взгляд, очень напоминает ситуацию с разделенной когда-то Германией. Падение Берлинской стены произошло задолго до фактического развала всей социалистической системы, в тот момент, когда восточные немцы стали понимать, что не все спокойно в “датском королевстве”. Отличие же корейского вопроса состоит в том, что на Западе всегда были сильны позиции демократии, а в восточном менталитете даже сегодня присутствует культ власти. Эдакий народный пиетет ко всему, что делает власть.
Таким образом, восточный правитель, к которым относятся в данном случае северокорейские вожди, уверен в своей особой миссии и исключительности. Отсюда амбиции и несговорчивость.
Но вот появление нового, молодого северокорейского лидера, у которого к тому же есть какое-то западное образование и прозападные взгляды на жизнь и политику, вызвало у всех ощущение перемен.
На самом деле, при всей типичности картины противостояния на Корейском полуострове, где традиционно северяне пугают южных соседей ядерными испытаниями и ракетными запусками, а южане проводят военные учения с США у самых границ Северной Кореи, чем ужасно раздражают соседей, вдруг показался свет в конце тоннеля.
В конце мая 2013 года именно официальный Пхеньян вышел с инициативой к Сеулу о заключении мирного договора. Будущий документ должен был прийти на смену устаревшему соглашению о перемирии после конфликта 1950-1953 годов.
В северокорейской “правде” - газете “Нодон синмун”, официальном органе правящей Партии КНДР - появилась статья, которая разъяснила позицию Трудовой партии. В частности, подчеркивается, что сторонам необходим именно “мир”, а не какое-то там “перемирие”, потому что перемирие в интересах Америки, которая таким образом пытается давить на Северную Корею. Вообще, по мнению официального Пхеньяна, ответственность за ситуацию на полуострове целиком лежит на США.
Однако при этом именно со стороны Северной (читай: воинственной) Кореи началось движение навстречу соседям на юге.
Вот факты: молодой лидер КНДР Ким Чен Ын отправил в Пекин в качестве своего личного представителя высокопоставленного военного чиновника для того, чтобы через посредничество Пекина донести южанам, что Северная Корея предпримет “конструктивные шаги”, чтобы обеспечить мир на полуострове.
|
Один народ, два государства... |
Затем Пхеньян предложил Сеулу возобновить деятельность совместного промышленного парка в Кэсоне. А ведь этот парк был закрыт в начале весны тоже по инициативе Северной Кореи, мол, затея “пустая и бессмысленная”, и сотрудничество невозможно.
Между тем мирный процесс был запущен. И в начале июня обе Кореи пришли к соглашению о том, чтобы начать мирные переговоры.
При этом северяне предложили обсудить такие вопросы, как: возобновление работы индустриального комплекса Кэсон и туристических экскурсий в горный район КНДР Кымгансан, которые были прекращены в 2008 году после убийства северокорейским военным туристки из Южной Кореи. При этом КНДР пообещала, что восстановит линию связи Красного Креста и одобрит воссоединение семей, оказавшихся по разные стороны границы после Корейской войны.
Что касается темы воссоединения разделенных войной семей, Северная Корея также предложила соседям провести совместные мероприятия по этому поводу и в честь 41-й годовщины подписания соглашения 4 июля 1972 года, которое определяет основные принципы объединения двух стран.
Кроме того, Пхеньян благородно предоставил Сеулу право назначить дату и место переговоров.
Итак, формально стороны решили начать дружить мирно. И аналитики по корейскому вопросу разглядели за всем этим процессом будущих переговоров хороший знак. Мол, дело идет к миру и согласию на Корейском полуострове.
Но вот в назначенный день для переговоров, 12 июня, вдруг они сорвались. Почему? Пока конкретной информации нет, известно лишь, что северянам не понравился состав участников со стороны южан.
Таким образом, очередные попытки прийти к официальному и реальному миру и согласию на Корейском полуострове провалились. Впрочем, надежда все же остается. Ведь мир не только важен обеим сторонам конфликта на полуострове, но даже экономически необходим для Северной Кореи, и политически - для Южной Кореи. |