|
Ботагоз Сейдахметова
В Турции продолжаются демонстрации протеста, которые привлекают в свои ряды все больше и больше сочувствующих по всей стране. В основном это молодые люди и представители среднего класса. Главный лозунг сегодняшнего жаркого лета в Турции, как мне показалось, это уже давно не проблемы отдельно взятого парка в Стамбуле, а будущее всей Турции. Будущее, которое в свое время завоевал для турецких граждан Мустафа Кемаль Ататюрк. Так что турецкий Тахрир защищает идеалы первого президента и первого премьер-министра Турции, выступая против политики нынешнего премьера страны Реджепа Тайипа Эрдогана.
К слову, в этом году турки будут праздновать 90-ю годовщину Республики Турция. Однако юбилей!
Турецкие события вызывают совсем иные чувства, чем события на Ближнем Востоке. А все потому, что Турция при всей ее мусульманской идентичности, на мой взгляд, ближе ментально к Европе и Западу в целом. И все же “арабская весна”, которая прокатилась по всему Ближневосточному региону, не могла никак не задеть по пути и Турцию.
Там на каирском Тахрире демонстранты были представителями разных социальных слоев, так что и суть революции у каждой стороны влияния сводилась к собственным представлениям о будущем Египта. Плодами Тахрира, как известно, в итоге воспользовалась не молодая продвинутая часть общества, а исламисты. Словно молодые египтяне ночевали в палатках на Тахрире ради возращения “Братьев-мусульман” из вынужденного подполья, ведь все демократические требования либеральной молодежи давно забыты. Да и в целом события “арабской весны” - это не столько попытка смены долгоиграющей и тиранической власти, сколько борьба местных кланов за власть и ресурсы. Революции, которые должны были привести к прогрессу и реформам в странах в Ливии, Египте, на деле все больше походят на регресс.
Что касается Турции, то напомню, что эта страна долгое время находилась в фарватере западной политики и демократии. И является не только активным членом Североатлантического альянса на протяжении вот уже 60 последних лет, но так же долго и упорно стучится в двери Евросоюза, который в ответ также упорно ищет различные поводы ни в коем случае не впускать в свою семью 70-миллионное мусульманское государство. Так вот, на турецком Тахрире демонстранты на редкость единодушны, и, как говорят наблюдатели, он объединил вечных противников - фанатов разных футбольных клубов. Среди митингующих есть даже представители других этнических групп Турции, в частности, курдское меньшинство, которое традиционно находится в оппозиции к этническим туркам, требуя отделения от страны и создания собственного государства.
Да, именно момент единения вызывает большее уважение к турецкой революции (ведь, по сути, эти митинги на Таксиме стихийно перешли в революцию).
Нынешние революции на Ближнем Востоке, как известно, так или иначе связаны с социальными сетями в интернете. Этот опыт - координировать акции протеста, призывая людей через Твиттер или Фейсбук, тут же был применен на российской Болотной.
Именно на ФБ я увидела видеоролик, сделанный одним из российских ребят, находящихся сегодня в Турции. Хочу привести текст, сопровождающий этот видеоролик без купюр, потому как он хорошо передает настроение не только турецких революционеров, но и чувства иностранных наблюдателей. Кстати, и тех из них, кто наблюдает за ходом жаркого турецкого лета с экранов телевизоров. Меня, в том числе.
Вот эти эмоции, и они во многом созвучны с эмоциями многих моих френдов из ФБ. (Стиль и орфография сохранены.) “Что сейчас на Таксиме происходит! Эрдогана больше не существует. Его просто больше не существует. Парк, вырубка деревьев, торговый центр - это все уже дело десятое. Парк отстояли уже точно, об этом даже и говорить уже не имеет смысла. Но что тут сейчас творится... Тут толпы, просто толпы. Фаера, флаги, ракетницы, кричалки, фанаты. Братание. Абсолютное единение нации. Фанатье пришло на площадь и просто поставило точку на политике действующей власти. Стихия, по силе сопоставимая только с природой. С этим сделать уже просто ничего невозможно. Разогнать это просто невозможно.
Все, революция произошла - и произошла главная из революций - в головах людей. Турция между девятнадцатым и двадцать первым веком выбрала двадцать первый.
Энергетика просто безумная. Просто чумовая. Никакая самая многочисленная Болотная рядом не валялась - не по численности, а именно по энергетике. О том, что я был на Таксиме, я буду рассказывать своим внукам”.
Что не так
с Эрдоганом,
или региональные
амбиции Турции
Странная ситуация: с одной стороны, турецкая статистика говорит о том, что за Эрдогана выступает чуть ли не 85 процентов населения, а с другой - главное требование демонстрантов связано с неприятием политики нынешнего премьера, которого революционеры обвиняют в излишней исламизации страны. В частности, представители турецкой интеллигенции считают, что политика правящей Партии справедливости и развития (ПСР) наносит вред всем достижениям светского государства и угрожает идеалам, которые принес в страну Ататюрк. В частности, Эрдогана обвиняют в неуважении светских традиций, усилении авторитарного правления, а, по сути, потере демократии по западному образцу.
Напомню, что два года назад, в 2011 году, правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) победила на выборах в парламент страны, и таким образом действующий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган в третий раз занял кресло премьера. На выборах за его политику проголосовало чуть более половины турецких граждан, то есть 50 процентов турок были удовлетворены политикой Эрдогана в обозримые два года назад.
Для самого же Эрдогана победа на выборах стала шансом осуществить давнее обещание изменить Конституцию Турции, которая была принята еще в 1982 году военным правительством. На словах он говорил о том, что новая конституция сделает государство более демократическим и расширит личную свободу граждан, а значит, позволит вступить Турции в Европейский союз.
Однако на деле оппоненты премьер-министра видят в попытках изменить Конституцию личные амбиции Реджепа Тайипа Эрдогана. Мол, таким образом премьер хочет укрепить президентскую власть, чтобы потом самому стать президентом.
Между тем в сентябре 2010 года прошел референдум по новой конституции. Большинство турок высказались за ее изменение и за демократизацию турецкого общества в соответствии с нормами Евросоюза. Однако проект конституции все еще пишут, и требование Эрдогана перейти на новую конституцию до конца 2012 года так и осталось лишь его мечтой.
Между тем о том, что при Эрдогане Турция стала медленно, но верно меняться, западные наблюдатели говорили еще в 2007 году, во время его второго премьерского срока. В частности, отмечали тот факт, что Турция активно интересуется делами внешнего мира. При этом без ссылок на авторитет Запада. Кроме того, европейские аналитики заметили, что во время международных форумов, с участием Турции и ЕС, турецкая сторона о США практически не упоминает. И это при том, что именно США в последние годы являются главным лоббистом Анкары в вопросе принятия Турции в ЕС.
При Эрдогане Турция начала активно развивать отношения с соседями. В частности, было подписано историческое, на мой взгляд, соглашение об открытии турецко-армянской границы. Кроме того, был введен безвизовый режим с Сирией, возобновились переговоры по проблеме Кипра. Но при Эрдогане ухудшились отношения с Израилем. Сначала турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган поднял вопрос тяжелого положения в Секторе Газа во время Всемирного исламского форума в США. Он тут же стал любимчиком арабских стран, которые называли его “голосом мусульман”. Потом последовали довольно жесткие выпады в адрес Израиля. Понятно, что за этим последовал рост популярности Эрдогана в арабском мире. Словно Турция задумалась, что лучше для нее - стать членом Европейского союза и, по сути, встать в зависимость от Запада, или возродить свою региональную мощь.
Два года назад я обратилась к Хасану Канболату, директору турецкого Центра ближневосточных стратегических исследований, который на мой вопрос о политических амбициях Турции на региональное лидерство ответил, что на самом деле правительство во внешней политике, скорее всего, сосредоточится на Ближнем Востоке, более того, об этом уже осведомлены в Дамаске и Аммане.
Так оно и вышло.
Именно к Турции стали обращаться как к миротворцу в региональных спорах. В частности, турки организовали тайные переговоры между Сирией и Израилем в 2008 году. Турция ходатайствовала перед иранским режимом в связи с ядерным досье.
Кроме того, существует исследование, согласно которому в большинстве стран Ближнего Востока вмешательство Турции в разрешение проблем региона считается позитивным шагом. А по мнению одного из турецких экспертов, “подъем Ирана как региональной державы и как “старшего брата” шиитов постепенно приводит к тому, что суннитское население все больше сближается с Турцией”.
|
Турецкое лето под знаменем Ататюрка |
За что уважают
турецкого Ленина
Итак, турецкие либералы сегодня горячо вспоминают любимого отца турок - Мустафу Кемаля Ататюрка. Впрочем, его портреты всегда перед глазами любого турка - от огромных городских постеров до маленьких семейных портретов Ататюрка в домах и офисах мелких ремесленников. У нас старшее поколение также трепетно “молится” на портреты Сталина, впрочем, ему далеко до популярности Ататюрка. Ататюрка, как теперь особенно чувствуется, почитают все турецкие поколения. Это дорогого стоит. И может, именно этот фактор является объединяющим для всех турецких граждан.
За что же турки уважают реформатора, политика и государственного деятеля, который стал Отцом всех турок? Мустафа Кемаль Ататюрк, как когда-то наш Ленин, сверг прошлую власть империи, и самое знаменательное - это произошло аккурат в октябре 1918 года, следом за Октябрьской революцией в России. Это, конечно, совпадение. На деле в 1918 году Османская империя проиграла в Первой мировой войне, что дало шанс национально-революционному движению во главе с Мустафой Ататюрком ликвидировать правительство султана.
Современная Турция построена на политике национализма Ататюрка, который после падения султаната в 1922 году стал первым во всем. Первым лидером Республиканской народной партии Турции, затем первым президентом Турецкой Республики, первым премьер-министром.
Реформы Ататюрка кардинально изменили государство: он ввел светское обучение, запретил носить фески и провел реформу национальной одежды. Кроме того, при Ататюрке Турция начала приобретать европейские черты: были приняты новый Уголовный и Гражданский кодексы по европейскому образцу, проведена латинизация турецкого алфавита и даже очищение турецкого языка от арабских и персидских заимствований. Ататюрк отделил религию от государства и предоставил избирательные права женщинам, отменил титулы и феодальные формы обращения, создал национальные банки и национальную промышленность. Аналитики считают, что сегодняшняя Турция - это мощная региональная держава, которая по объему ВВП приближается к триллионному показателю, опережая многие арабские нефтедобывающие государства. И это конкретный результат реформ Ататюрка.
Впрочем, нельзя забывать, что Ататюрку не удалось избежать культа личности и, по сути, к концу своего правления он стал диктатором. Но, видимо, нынешние революционеры этот факт его биографии забыли. |