ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Великая, но уходящая натура Мир

Ботагоз Сейдахметова
Первого туркменского президента уже нет почти семь лет. Сапармурат Ниязов умер 21 декабря 2006 года в возрасте 66 лет. Он мечтал быть отцом для туркменского народа очень долго, даже вечно. Но “пожизненным” отцом он так и не стал, впрочем, умер в должности “пожизненного президента”. А вот “Великим Туркменбаши” он перестал быть сразу после своего ухода. Его преемник - нынешний президент страны Гурбангулы Бердымухамедов - с первых дней у власти стал медленно, но верно уничтожать “культ личности”

В сентябре 2006 года мне повезло посетить самую закрытую столицу бывшей советской республики, полюбоваться архитектурой центральной части, походить по улицам, названия которых так или иначе были связаны с именем президента Туркменистана. Мы, группа журналистов из Казахстана, сопровождали нашего тогдашнего министра иностранных дел Касым-Жомарта Токаева в его официальном визите в Ашхабад. Позже сам Токаев в своей книге “Свет и тень” вспоминал тот, как оказалось, исторический визит. Мы были последней иностранной делегацией, которую принимал туркменский президент.
Я тоже уже не в первый раз и с большим удовольствием хочу вспомнить ту встречу с человеком, который трогательно верил в вечную жизнь, в свою исключительность и даже богоизбранность. Путешествие в Туркменистан было, по сути, путешествием на машине времени в Советский Союз. Впрочем, сам Ашхабад в своей официальной элитной части был и остается городом, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса как город “с самой высокой в мире концентрацией зданий, облицованных белым мрамором”. На самом деле кроме белого мрамора здесь можно было увидеть портреты и бюсты президента Ниязова, свернуть с улицы Туркменбаши на улицу Ниязова, а с нее на улицу Первого президента. Я помню, что среди портретов президента попался даже Ниязов-блондин. Видимо, не успели заменить его старый образ, когда президент красил волосы в благородные светлые тона. Нам даже удалось увидеть в продаже водку с его блондинистым портретом.
Кроме того, на местном базаре мы приобрели по “Рухнаме” - книге, которую написал сам Ниязов и сделал ее чуть ли не новым Кораном туркменского народа. Дети в школах сдавали экзамены на знание “Рухнамы”. Я тоже почитала эту великую книгу, но на поверку она оказалась сборником среднеазиатских сказок.
Если верить народной молве, то сам покойный президент якобы говорил: “Я же знаю, что будет после моей смерти. Памятники мои разрушат, портреты на деньгах уничтожат, но поймите - сегодня моему народу нужны символы, которыми он может гордиться”.
Один из таких символов сразу после его смерти подвергся жестким шуткам туркменистанцев. Это огромный позолоченный памятник Ниязову, который поворачивался вслед за солнцем (а может, солнце следовало за Туркменбаши?). Так вот, ашхабадцы шутили, мол, может стоит просто открутить “голову” Ниязова, а затем прикручивать “головы” следующих президентов...
Кажется, до сих пор не придумали, как поступить с памятником - вроде собирались демонтировать, но точной информации я не получила даже от туркменских коллег. Может, послушают глас народа и на самом деле просто привинтят новую голову?
Впрочем, постепенно все пророчества Ниязова сбываются.
Напомню, имя Ниязова еще при жизни было пропечатано не только в столице, но и в названиях городов. Так бывший город Красноводск на берегу Каспийского моря при нем переименовали в Туркменбаши. Поселок Джанга стал Туркменбаши. Даже традиционный для бывших союзных республик Юлианский календарь покойный президент сменил на Григорианский. Все названия месяцев, а также дни недели переименовал на свой вкус. Так, месяц январь стал... Туркменбаши. “Календарь от Туркменбаши” новый президент отменил в 2008 году.
Кроме того, имя Туркменбаши присвоили ордену, аэропорту и даже морскому заливу.
Вообще, у меня осталось ощущение, что Сапармурат Ниязов при жизни от души повеселился, потому как сумел осуществить все свои утопические фантазии, которые казались ему гениальными. Чего только стоит история, явно навеянная любимыми восточными сказками из детства, - якобы Туркменбаши время от времени гримировался и совершал пешие прогулки по Ашхабаду, “изучая реальную жизнь народа”. Говорят, что он сам признавался местным журналистам, что благодаря удачному гриму (накладным усам и бороде) его однажды не узнал “собственный министр внутренних дел”.
Ниязов не только “написал” книгу мудростей, исходя из собственного понимания философии, но даже придумал кучу новых праздников. Среди них праздник туркменского коня, дыни и прочее. Такие милые забавы. При этом, тоже по собственному мироощущению, он решил, что туркменам не нужны оперный театр и балет. Мол, зачем им чуждая культура?
...В этом году идет активное переименование улиц и районов Ашхабада. Как сообщает “Хроника Туркменистана”, на заседании правительства, которое прошло в конце мая, президент Гурбангулы Бердымухамедов предложил переименовать один из районов Ашхабада - Ниязовский - на Багтыярлык.
Вообще, на этом историческом заседании правительства обсуждали перспективы развития Ашхабада. Решили расширить границы столицы за счет города Абадан и нескольких сел. При этом переименовали еще один район города - Рухабатский (названный Ниязовым в честь его книги “Рухнама”) в район Дарваза. Очередь теперь за городом Туркменбаши, его еще не успели переименовать.
Интересно, что станет с его фамильным селом Кипчак? Вернее, что станет с роскошной мечетью, которую он
alt
построил в честь своих родителей? Это самая большая мечеть во всей Средней Азии, с самой крупной однокупольной крышей в мире. И, конечно, названа мечеть тоже в честь Туркменбаши - Туркменбаши Рухы. Внутри мечети, вопреки исламским законам, находятся памятные скульптуры в честь родителей Сапармурата Ниязова, установлены четыре саркофага - родителей и двух братьев Сапармурата Ниязова. Теперь его прах покоится в этой же мечети.
Ежегодно 21 декабря в Туркменистане отмечается День памяти Первого Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Говорят, что в прошлом году состоялось массовое паломничество к его могиле в селе Кипчак. Уверена, в этом году такое паломничество вряд ли состоится. Но все же хорошо бы мечеть - это прекрасное произведение архитектурного искусства - сохранилась в целости. Пусть и без имени ее вдохновителя.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение