|
Ботагоз Сейдахметова
Накануне постсоветское пространство широко отмечало главный праздник, который все еще объединяет наши страны, - День Победы. Одновременно в Германии в эти дни судят четырех правых экстремистов из “Национал-социалистического подполья” (NSU). Словно не было той войны и отторжения всего, что связано с фашизмом, нацистами, Нюрнбергского процесса. Словно за неполных семьдесят лет после Второй мировой войны нацизм претерпевает некий жестокий ренессанс. Ультраправые идеи собирают под свои лозунги не только европейцев, но, увы, и потомков победителей той войны против фашизма.
Однако печальная ирония происходящего, на мой взгляд, состоит в том, что нынешние фашисты появились в стране, народ которого все еще извиняется перед миром за Гитлера, нацизм и Вторую мировую войну
Более того, в Германии пропаганда нацизма запрещена параграфом 86 “А” Уголовного кодекса. Но жизнь показывает, что в современной Германии этот закон почти не соблюдается и даже часто нарушается. Кроме того, в некоторых землях ФРГ национал-демократам даже удалось пройти в местные выборные органы. Педантичные немцы подсчитали, что в Вооруженных силах Германии - бундесвере - солдаты не менее 50 раз в год используют нацистское приветствие.
Согласно официальной статистике, в 1991 году в Германии было совершено 849 преступлений на почве расовой или национальной ненависти, а в 1992 году таких преступлений насчитывалось 1485 и почти все были совершены в восточной части Германии. Статистика отмечает, что в последние годы активность неонацистов резко возросла.
Что же касается нынешнего судебного процесса над ультраправыми экстремистами в Мюнхене, его уже называют самым громким в послевоенной Германии. Предполагается, что судебная тяжба может затянуться и будет идти не один год, возможно, даже не меньше трех.
Известно также, что идейному лидеру группировки, 38-летней Беате Чепе, грозит пожизненное заключение. Суд над ней должен был состояться еще в середине апреля, но его перенесли на 6 мая, потому как были сложности с аккредитацией турецких журналистов. Пожалуй, для Турции этот судебный процесс в Германии имеет особое значение, ведь на совести экстремистов из NCU жизни в основном этнических турок Германии. По данным немецкого следствия, NSU действовала в разных частях Германии с 1998-го по 2011 год. В период с 2000-го по 2007 год экстремисты убили девять предпринимателей турецкого и греческого происхождения, а также сотрудницу полиции.
Судя по видеокадрам из зала суда, сама Беата Чепе ни о чем не жалеет, потому как вела себя чуть ли не как “борец за правое дело”. Ее соратники по “национал-социалистической” борьбе Уве Бенхардт и Уве Мундлос, с которыми она и организовала группировку “Национал-социалистическое подполье” (NSU) в 1998 году, покончили с собой незадолго до раскрытия группировки в ноябре 2011 года. Так что лавры борца за свободу белой расы пришлось нести Беате.
“Правые” идеи в Европе получили свое особое распространение после войны вместе с расширением границ для иммиграции из стран третьего мира. Иммигранты привнесли в Европу ислам, свою культуру, традиции и... проблемы. Во всяком случае, любые проблемы, которые возникали и возникают в Европе, и народ, и некоторые политики склонны объяснять присутствием “чужаков”.
Справедливости ради надо сказать, что в той же Германии, где количество этнических турок уже превысило отметку в 3 миллиона человек, существуют места компактного проживания граждан турецкого происхождения. И главная проблема, которую пытаются решить любое немецкое правительство и политики правого толка, - это проблема интеграции иммигрантов. Многие турецкие женщины могут вообще не выходить за пределы своего района, так что не владеют немецким языком. Правительство Германии одно время решало эту проблему таким образом - турецкие мамы могли бесплатно получать уроки немецкого языка в той школе, где учились их дети. Идея, к сожалению, не получила широкого распространения и ожидаемого эффекта.
Между тем предметом особого раздражения коренных европейцев является асболютная культурная непохожесть иммигрантов. Турки в Германии в основном заняты в малом бизнесе - имеют свои ресторанчики, закусочные, и, надо сказать, турецкая кухня их усилиями явлется одной из популярных в мире. Турок, как многих мусульман, отличает от немцев семейственность. Большие турецкие семьи в Германии активно общаются с многочисленной родней из Турции, сохраняя при этом все свойственные этому народу традиции и менталитет. В частности, шумные семейные праздники, а также семейный бизнес, где не нужно специального, тем более высшего, образования.
Полная интеграция иммигрантов-мусульман в Европе - это одна из тех задач, которую заявляют в своих программах политики правого толка во Франции, Голландии, Австрии, Норвегии. В частности, ультраправые считают, что иммигранты должны не только владеть языком страны, в которой они проживают, но также знать и уважать ее историю. Честно говоря, вполне справедливое требование. Другое дело, что многие, на первый взгляд, справедливые идеи ультраправых политиков либо, как минимум, остаются популистскими, либо приобретают на выходе радикальные формы. А радикализм, как известно, вещь опасная.
Достаточно привести свежий пример такого радикального решения проблемы с иммигрантами - норвежский террорист Андерс Брейвик, как “идейный” борец за чистоту расы, посчитал верным расстрелять тех, кто имеет “неправильное” происхождение. Помните его поведение на суде - наглое и с явными признаками психического отклонения? Он однозначно считает себя национальным героем. Интересно то, что Брейвик оттачивал свое политическое кредо, играя в компьютерные игры - “стрелялки”, а немецкая экстремистка Беата Чепе создала неонацистский вариант игры в монополию, в котором тюрьма была заменена концлагерем. Вот уж право - дело Гитлера живо. Страшно.
|
Беата “Брейвик” |
Кстати, один из немецких сайтов сообщает, что норвежский террорист написал трехстраничное письмо для Беаты Чепе с советами, как себя вести во время суда. В частности, он пишет, что нужно обнародовать свои политические мотивы, то, что она является воинствующей националисткой, и тогда “она станет храброй героиней националистического сопротивления, которая сделала все и пожертвовала всем, чтобы остановить мультикультурализм и исламизацию Германии”. При этом норвежский террорист называет себя и немецкую экстремистку Чепе “мучениками консервативной революции”.
Кроме того, Брейвик написал в том письме, что немецкие неонацисты способствовали “сбою мультикультурного эксперимента”. Впрочем, о крахе мультикультурализма говорила с высокой трибуны и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Но никто ни в Германии, ни в других странах Европы пока официально не признает, что на смену “дружбе народов” пришли радикальные формы нетерпимости - нацизм и расизм.
Пару лет назад в штаб-квартире ООН в Женеве был представлен доклад о ситуации с расизмом в Германии. Доклад был подготовлен специальным представителем Генерального секретаря ООН кенийским ученым Гиту Муигаи. Прежде чем делать такое опасное по сути заявление, профессор права исколесил всю Германию вдоль и поперек, побывал практически во всех крупных городах страны, а также в малых городах Германии. По его мнению, отношение немцев к иммигрантам больше похоже на расизм, и он не раз слышал антииммигрантские декларации радикальных группировок.
По наблюдениям ученого, многие диаспоры в Германии проживают в гетто, чаще всего, это нехристиане и небелые. Само общество не дает иммигрантам интегрироваться, потому как иммигранты живут в районах, где нет немцев.
По данным доклада специального представителя Генерального секретаря ООН, в Германии сегодня насчитывается не менее 30 тысяч экстремистов ультраправого толка. При этом, как минимум, 9,5 тысячи экстремистов готовы применять насилие против иммигрантов. Ученый отмечает, что власти не проявляют видимого беспокойства по этому поводу и не принимают ощутимых мер.
Тем временем, как сообщают информационное агентство Evangelische Pressedienst и служба новостей государственной вещательной компании Deutsche Welle, многие представители еврейской общины положительно оценивают условия жизни в Германии. По сути, выходит, что на смену антисемитизму в Германию пришел расизм.
В 1991 году в Германии было совершено 849 преступлений на почве расовой или национальной ненависти, а в 1992 году таких преступлений насчитывалось 1485 и почти все были совершены в восточной части Германии |