|
Ботагоз Сейдахметова
В Германии, по словам главы Федеральной службы защиты Конституции Ханса-Георга Маасена, сейчас наблюдается повышенный уровень террористической опасности, так как она “находится под прицелом исламистов”. После бостонской трагедии немецкие спецслужбы усилили наблюдение за сторонниками кавказских боевиков из террористической организации “Имарат Кавказ”. Ведь большинство сторонников кавказских боевиков попали в Германию нелегальным путем
Страны Европы, которые в начале нулевых годов гостеприимно приютили у себя многих беженцев из бывших советских республик, сегодня пожинают плоды демократии, защищающей всех политических и околополитических беженцев. Таким образом, в странах Европы образовались национальные диаспоры, среди них кавказская, многие в которой - беженцы из Чечни.
К примеру, известно, что в одной только Германии на сегодняшний день проживает несколько тысяч иммигрантов из Чечни на правах политических беженцев. Они бежали от двух чеченских войн, нестабильности в родной стране, негатива, который сопровождает чеченцев в центральной части России. Так что война, как это обычно бывает, подняла и увела людей с насиженных мест. Многие чеченцы переехали вместе с семьями к родственникам, проживающим в странах Центральной Азии. В частности, в Казахстан. Но другая часть воспользовалась своим международным правом политического беженца, чтобы начать новую жизнь в благополучной Европе.
Какого-то точного учета чеченцев в Германии не ведется, потому что у многих беженцев из России до сих пор российские паспорта, где не указана национальность. Так что статистика довольно приблизительная. По некоторым данным, общее число чеченских беженцев в Германии составляет от 7 до 12 тысяч человек. В столице Германии чеченская диаспора насчитывает около 1300 человек.
Говорят, что среди чеченских беженцев есть также бывшие боевики из числа чеченских сепаратистов, принимавшие участие в боевых действиях против российских войск и прокремлевских чеченских формирований.
Все они ортодоксальные мусульмане из тех, кто довольно тяжело интегрируется в христианское общество Европы. А с учетом исламофобии в Европе это делает их некими изгоями общества, к которым коренные жители той же Германии относятся с настороженностью.
Впрочем, что касается чеченцев, по мнению немецкой полиции, крупных мафиози среди них нет, и даже доля радикальных исламистов чрезвычайно мала. Кроме того, у тамошних спецслужб сегодня нет конкретной информации о каких-либо готовящихся кавказскими боевиками терактах на территории Германии.
Одним словом, страхи вызваны двумя факторами: исламофобией европейцев и терактом в Бостоне, в котором подозревают людей чеченской национальности.
На самом деле, именно чеченское происхождение братьев Царнаевых особо напрягает все спецслужбы Запада. Особенно после тех версий, которые приводят в связи с Бостонским терактом американские власти. Так, наиболее популярное мнение американских спецслужб заключается в том, что братья Царнаевы могут быть связаны с кавказскими боевиками. Более того, стало известно, что еще два года назад российские спецслужбы сообщили коллегам в США о том, что Тамерлан Царнаев и его мать Зубейдат могут быть связаны с радикальными исламистами. Тогда эта информация не вызвала желания американской стороны провести какую-то тщательную проверку семьи Царнаевых, впрочем, в список потенциальных террористов их все же внесли.
Насколько верна информация о связи матери и сына с организованной группировкой радикальных исламистов, пока неясно. Тем более что второй брат Царнаева Джохар, который в эти дни дает показания, утверждает, что они с братом организовали теракт исключительно вдвоем. То есть никто за ними не стоял.
Между тем в России, частью которой является Чеченская Республика Ичкерия, чеченцы и вовсе на особом счету у спецслужб. Именно в России практически двадцать лет ведется война с так называемыми этническими преступными группировками.
Еще в 2005 году Департамент борьбы с оргпреступностью при МВД России выделил пять таких этнических группировок, которые активно действуют на территории страны. Среди них - азербайджанская, армянская, татарская, грузино-абхазская и чеченская. На совести этих группировок не только кражи и финансовые мошенничества, но также заказные убийства и контроль и регулирование наркобизнеса.
Но именно чеченская группировка, по сведениям МВД России, занимала особое положение, потому что была наиболее сплоченной и наиболее жесткой по причине того, что там не признают “воровских законов”. Долгое время чеченским следом считалось все, что связано с такими вещами, как вымогательства, похищения людей, торговля оружием и наркотиками, контроль над банками, гостиницами, казино и развлекательными центрами, рынками. В сентябре 1999 года тогдашний министр внутренних дел России Владимир Рушайло заявлял, что чеченские преступные группировки “контролируют свыше одной тысячи объектов экономики, в том числе 72 коммерческих банка, причем восемь из них в Москве”.
Между тем опасения российских властей все время натыкаются на “ответные” действия западных правозащитников. Так, в Германии известны две истории убийств чеченских беженцев.
Первая история связана с убийством в 2006 году одного из полевых командиров чеченских сепаратистов Магомеда Балаева в Берлине, который бежал в Германию в 2000 году.
Вторая история - это история Умара Исраилова, бывшего телохранителя президента Чечни Рамзана Кадырова. Исраилов бежал в Европу еще в 2006 году, в Австрии его признали политическим беженцем. Считалось, что он единственный свидетель в деле против президента Кадырова. 13 января 2009 года Исраилова убили в Вене.
После этого убийства спецслужбы ФРГ посчитали, что теперь под колпаком российских спецслужб находятся все чеченские беженцы. Они составили список тех беженцев, которые особо подвержены опасности. Это список насчитывал около 300 имен.
Эксперт по странам Восточной Европы Общества защиты притесняемых народов Сара Райнке в интервью немецкому изданию Focus Online сказала, что убийство Исраилова очень напугало чеченские общины Германии. Более того, по ее словам, немецкие службы безопасности имеют информацию о том, что служба внешней разведки России ведет наблюдение за семью тысячами живущих в Германии чеченцев.
Смерть Балаева тоже была окрашена в политическую, и в ней также подозревали длинную руку Кремля. Впрочем, в криминальной, как оказалось, истории без русских не обошлось. Балаева убила русская мафия за попытку шантажа. В основе конфликта лежали большие деньги, но к политике и Кремлю они отношения не имели.
Но, похоже, что недавняя русофобия и чеченофилия сегодня, особенно после событий во время бостонского марафона, только усилили фактор исламофобии.
|
Иммигранты из бывшего СССР - головная боль для европейских спецслужб |
Таким образом, потенциальная опасность, которая исходит от этой организованной этнической группировки, сегодня, после событий в США, угрожает и Германии. В онлайн-версии немецкого издания Die Welt в воскресенье, 28 апреля, опубликовали интервью с главой Федеральной службы по охране Конституции Хансом-Георгом Маасеном.
В частности, он сообщил газете, что в настоящее время в ФРГ под наблюдением находятся около 200 сторонников группировки “Имарат Кавказ”, которую считают террористической и в России, и в США, и которую возглавляет Доку Умаров - самый разыскиваемый в России террорист. Немецкий министр сообщил, что “прежде всего мы обращаем внимание на возможное финансирование терроризма, а также на угрозы, возникающие в результате того, что в Германию проникают опытные боевики с Кавказа”, и добавил, что выяснение обстоятельств деятельности этих людей имеет высокий приоритет для его ведомства. Ханс-Георг Маасен выразил сожаление, что, возможно, сегодня идет радикализация “проживающих в Германии отдельных лиц под влиянием событий, происходящих на Кавказе”. При этом сам чиновник уверен, что Германия остается мишенью для исламских террористов.
Впрочем, у немцев уже есть печальный опыт исламофобии и фобии перед выходцами из Северного Кавказа.
Эта история произошла в августе 2005 года, когда Лондон переживал последствия теракта в метро, во время которого погибли 52 человека. Такое время - всегда шанс для всякого рода аферистов и сумасшедших или попросту людей с обостренным чувством опасности.
Такой человек оказался и на этот раз. Бдительный гражданин сообщил в британскую полицию о трех подозрительных молодых людях с рюкзаками. По его словам, они беседовали на арабском, и, мол, он запомнил слова: “Что бы ни случилось завтра, мы будем героями Аллаха”.
Сразу сообщу, что тревога оказалась ложной, и чеченские юноши, которых тут же вычислили, оказались мирными гражданами мусульманского происхождения. Кстати, ту “опасную” беседу они вели на русском языке, а тот бдительный гражданин не владел ни арабским, ни русским языком.
И все же все не так просто.
Вернусь к началу. Политическими беженцами в Европе чеченцы стали “благодаря” войне, причем также внутри самой чеченской общины. Так что часто страхи чеченских беженцев связаны не столько с Москвой, сколько с местью нынешних чеченских властей.
И немецкая полиция, которая уже за долгие годы изучила вопрос беженцев из Чечни, начала понимать, что многим беженцам важно поддерживать имидж политических страдальцев, чтобы их покой официально охраняли.
Более того, есть ощущение, что Европа подустала от политических беженцев чеченского происхождения. С одной стороны, чеченский президент Рамзан Кадыров уверяет всех, что в “Багдаде все спокойно”, что в Чечне не убивают журналистов, правозащитников и прочих гуманистов. С другой стороны, европейские страны не хотят бесконечно принимать мигрантов, тем более беженцев, тем более - политических. Своих проблем хватает, а тут еще потенциальные проблемы, которые создают иммигранты из третьих стран. Особенно на фоне последних громких терактов с участием иммигрантов.
|