|
Ботагоз Сейдахметова
Бывший премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер ушла из жизни в 87 лет в понедельник, 8 апреля 2013 года. Она прожила долгую жизнь, которую точно не назовешь скучной или бесполезной. Она была яркой и заметной даже для тех, кто ненавидел эту “железную” женщину.
“Железная леди”. Это прозвище бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер получила в период своего правления благодаря легкой руке советского военного журналиста, который назвал ее так в ответ на критику военных амбиций Советского Союза. Прозвище со временем стало нарицательным - так стали называть всех высокопоставленных дам с сильным, волевым характером.
Со временем его окраска с отрицательной перешла в положительную тональность даже в устах вчерашних советских коммунистов. Так что смерть Маргарет Тэтчер не оставила равнодушным никого и у нас в стране
Интересно, что сама Маргарет Тэтчер весьма благосклонно приняла советский политический укол, и подозреваю, даже была польщена такой характеристикой себя. Ярый противник коммунизма, говорят, во время церемонии открытия бронзового памятника “железной леди” в британском парламенте в 2007 году даже пошутила, мол, отчего ее статуя сделана не из железа. Впрочем, тут же добавила в британском стиле - по крайней мере, бронза “не заржавеет”.
В 1979 году Маргарет Тэтчер стала первой женщиной премьер-министром Великобритании. Кроме того, она была первой женщиной в Европе, которая смогла занять такой высокий политический пост, да еще на такой рекордный срок - правление Консервативной партии Великобритании под ее руководством заняло долгих 11 лет вплоть до 1990 года.
На мой взгляд, ее приход во власть был продиктован свыше. Во-первых, потому что приход женщины в большую политику во второй половине ХХ века стал своего рода трендом на Западе. Достаточно вспомнить лишь самые яркие имена из этого списка. В 1984 году конгрессмен Джеральдин Ферраро стала первой женщиной-кандидатом в вице-президенты США. А в 1988 году впервые женщина - Сюзен Эстрих - стала организатором президентской избирательной кампании от Демократической партии (которая, впрочем, с треском провалилась). Самая известная в этом списке Мадлен Олбрайт, которая в 1997 году стала первой женщиной, возглавившей Госдепартамент США.
Во-вторых, женщины у власти всегда означают кардинальные перемены. Потому как, в-третьих, Великобритания нуждалась в политике-реформаторе, который не побоится непопулярных в народе мер для того, чтобы поднять экономику страны.
Собственно, сегодня Европа и Запад в целом переживают вторую волну экономического спада, так что, мне кажется, пришла пора новых реформаторов. И ими опять могут стать женщины. Пока такая женщина есть в Германии в лице новой “железной” фрау Меркель, которая сегодня является, по сути, ведущим политиком в Европе. Но, может, пришла пора женской власти и в таких странах, как Греция, Италия, Испания, Кипр и Португалия, где собственная “железная” леди приведет-таки экономику страны в порядок, а то и вовсе сделает ее конкурентоспособной? Кто знает?..
Впрочем, сама “железная леди” по этому поводу шутила: “Сегодня у женщин есть много возможностей проявить себя: некоторые из нас даже управляют странами. Но, говоря по чести, нам больше идет ридикюль, чем штык”. Известна также еще одна ироничная цитата от Тэтчер: “Говорить о том, что вы имеете реальную власть, все равно как говорить о том, что вы настоящая леди. Если это произнесено вслух, это уже неправда”. На язык ей лучше было не попадаться. Особенно мужчинам, про которых она говорила так: “Все мужчины слабы, а слабее всех джентльмены”.
Итак, приход Тэтчер был обусловлен всей меняющейся в конце 1980-х годов политической картиной мира. Главный политический противник Запада - Советский Союз - переживал время прихода и скоропостижного ухода из власти “кремлевских старцев”. Смерть в 1982 году “гаранта мира” - Генерального секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева - стала завершением эпохи, которая получила меткое название - “застой”. Сегодня многие бывшие советские люди с ностальгией вспоминают времена застоя. С одной стороны, потому что это было время нашего детства и юности, а с другой - потому что человек так устроен, что часто собственную лень и инертность называет стабильностью и плановой экономикой. Вот по такой стабильности сегодня плачут греки и киприоты, а ведь на деле им срочно нужно затянуть пояса, как это были вынуждены сделать британцы при Маргарет Тэтчер.
Именно по этой причине та часть британцев, которая в прошлый вторник праздновала смерть бывшего и легендарного премьер-министра, и ненавидела Тэтчер. Ведь она своей железной рукой и волей заставила закрыться многие государственные предприятия в стране, которые не могли работать в условиях рыночной экономики. При этом часть из них была приватизирована, что, с одной стороны, повысило их конкурентоспособность, но с другой - привела к массовым увольнениям и безработице.
По сути, все эти меры могут напомнить времена после распада советских связей в промышленности, когда в одночасье целые города превратились в призраки. Но надо сказать, что консерваторы при Тэтчер предприняли меры, которые помогли людям получить новые специальности и переехать в более развитые регионы Великобритании. Это была та самая диверсификация экономики, о которой у нас в Казахстане заговорили сравнительно недавно.
Конечно, все эти потрясения не могли получить одобрения большинства граждан страны, которые (как и советские люди после распада СССР) страдали от потерянной стабильности. Но именно эта железобетонная технология и привела к постепенному росту британской экономики, а затем, в целом, к процветанию.
Маргарет Тэтчер руководствовалась принципом - “Пенни не падают с неба, их зарабатывают здесь, на земле” - и была уверена, что каждый человек сам хозяин своей судьбы. Мол, не надо ждать милости от государства.
К слову, потом другой британский премьер-министр Тони Блэр высказывался примерно в том же духе в отношении африканских стран, которые привыкли жить за счет богатой Европы. Мысль звучала примерно так: если Африку не отучить от иждивенческих настроений, там никогда не будет хорошей, сытой жизни. Это созвучно моим мыслям, потому что, как журналист, я не раз задавалась вопросом, зачем Запад бесконечно и бесполезно финансирует африканские страны, в которых есть собственные внутренние возможности для экономического развития?
Между тем всеобщей и безоговорочной любви народа Тэтчер не удалось заработать. Хотя надо сказать, что именно благодаря ее политике массовой приватизации многие британцы стали акционерами, или “народными капиталистами”.
Причина тривиальна. Кое-кто мечтал построить коммунизм, где каждый британец, независимо от вклада, мог бы получить все, что он хочет, от государства. Но время “левых” идей к началу 1990-х годов ушло, и даже в оплоте социализма произошла большая психологическая перезагрузка - советские люди стремительно двигались навстречу рыночной экономике.
А правительство Тэтчер тем временем уже руководствовалось принципом рыночной экономики, озвученным самой “железной леди”: “Без экономической свободы никакой другой свободы быть не может”.
Собственно, именно новой экономической политикой, основа которой была в приватизации предприятий государственного сектора, Маргарет Тэтчер и стала известна и обрела любовь и ненависть народа. Эта политика получила название “тэтчеризм”.
Приватизация убыточных предприятий привела к двум основным результатам. С одной стороны, принесла в государственную казну недостающие миллиарды фунтов стерлингов. С другой стороны, на приватизированных предприятиях улучшилась производительность труда, а значит, продукция стала более конкурентоспособной.
При Тэтчер была также приватизирована часть предприятий в сфере добычи природного газа, водоснабжения и электроснабжения. Одновременно правительство Великобритании создало соответствующие регулирующие органы, такие как Управление по контролю за газоснабжением, Министерство телекоммуникаций и Национальное управление по проблемам рек.
И все же некоторые крупные предприятия остались под государственным контролем, но и там прошли сокращения кадров и стычки с профсоюзами. Эта экономическая политика Тэтчер до сих пор носит неоднозначную оценку британских экономистов.
И все же даже критики признают, что с уходом Маргарет Тэтчер закончилась целая эпоха. А для нас, бывших советских людей, ее эпоха тесно связана с развалом большой страны, первым президентом Михаилом Горбачевым, перестройкой и гласностью. Боже, это было так давно! |