|
Ботагоз Сейдахметова
В минувший понедельник в Армении проходили президентские выборы, исход которых был известен заранее. Как и ожидалось, победу одержал действующий президент Серж Саргсян.
Это означает, что ожидать каких-то радикальных перемен в решении главной проблемы внешней политики, а именно - ситуации по Нагорному Карабаху и отношений с Азербайджаном и Турцией, не придется. Впрочем, эти вопросы давно в ведении не внешней, а внутренней политики Армении, потому как касаются каждого армянина лично.
Тем временем лидер оппозиционной партии “Наследие” Раффи Ованнисян говорит о фальсификациях на выборах, а его сторонники настроены воинственно и даже намекают на проведение “абрикосовой революции” в Армении
Подготовка к выборам началась еще осенью прошлого года, когда президент Армении Серж Саргсян на всех уровнях заявлял, что “власти “полны решимости провести свободные, справедливые, прозрачные и демократические президентские выборы”. Кроме того, говорил о том, что выборы будут проводиться в соответствии с замечаниями и рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ. Вообще, во время избирательной кампании много говорилось о европейских стандартах, которые Армения готова выполнять.
В частности, армянские власти периодически отчитывались перед Европейской комиссией о том, что готовы продолжать реформы, а также дать большие свободы прессе.
А глава делегации ЕС в Армении Траян Христеа в ответ сообщал, что стороны уже достаточно продвинулись в переговорах по Соглашению об ассоциации, о том, что “начали переговоры по зоне свободной торговли и фактически завершили переговоры по облегчению визового режима и реадмиссии”.
Но уже в январе этого года наблюдательская миссия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) высказала свою обеспокоенность тем обстоятельством, что за месяц до президентских выборов в армянском общества нет ни достаточной заинтересованности, ни достаточного доверия к избирательным процессам. В частности, глава делегации ПАСЕ Карен Вольдстер сказала, что “это причина для серьезного беспокойства, особенно учитывая то обстоятельство, что основные политические партии, решили не делать этого ввиду отсутствия доверия к избирательным процессам”.
|
Серж Саргсян переизбран на второй срок... |
Впрочем, сомнения в честном проведении выборов высказывались еще в декабре 2012 года. Так, Армянский национальный конгресс (АНК) заявил, что “считает бессмысленным участие в выборах и поддержку какого-либо из выдвинутых кандидатов”. По мнению АНК, машина фальсификации выборов совершенствовалась в течение пяти лет. В стране на государственном уровне была организована система раздачи предвыборных взяток и повторного голосования, которой способствуют все государственные и правоохранительные органы, а также правящая партия. “Главным инструментом фальсификации выборов стали избирательные списки, в которых содержится примерно 700 тысяч “лишних” голосов. Власти провалили совместные усилия АНК, “Процветающей Армении”, АРФД и “Наследия” кардинальным образом поменять избирательную систему в стране и обеспечить законные, прозрачные, свободные и справедливые выборы. По сути, уничтожен механизм проведения конкурентных выборов, терроризируются бизнесмены, поддерживающие оппозицию, посредством фальсификации от 500 до 700 тысяч голосов напрочь исключается возможность смены власти посредством выборов”, - пишет армянское новостное агентство Mediamax. Оно же сообщило, что Армянский национальный конгресс считает бессмысленным участие в превратившихся в фарс выборах и поддержку кого-либо из выдвинутых кандидатов.
На самом деле, уже после завершения кампании иностранные наблюдатели отмечали, что выборы были попросту бойкотированы большинством армянских партий, таких как оппозиционное объединение бывшего президента Левона Тер-Петросяна Армянский национальный конгресс, “Цветущая Армения” и националистическая партия “Революционный фронт”.
Напомним, что во время избирательной кампании был ранен один из кандидатов в президенты Паруйр Айрикян. Говорили о том, что это покушение, и пострадавший в связи с этим потребовал перенести дату выборов, возник спор, и “на этом фоне кандидаты не выглядели особенно достойными доверия”, считают наблюдатели. Уже после выборов Паруйр Айрикян, армянский политик, бывший политзаключенный и диссидент, лидер партии “Объединение “Национальное самоопределение” сказал в запале: “Наши безмозглые не поняли и так и не поймут, что я сделал для Армении, в том числе и для них”.
На фоне всех этих политических страстей кандидатов и партий на время забылись реальные проблемы Армении.
В частности, тот факт, что уровень нищеты вырос до 35 процентов, и то, что так и не решены проблемы вокруг Нагорного Карабаха, а также то, что отношения с ближайшими соседями по региону - Азербайджаном и Турцией - носят весьма непростой характер. Ереван и Баку жестко стоят на своих позициях по Нагорному Карабаху, и, похоже, ни одна из сторон не пойдет на компромисс.
Что касается Турции, то Ереван настаивает на признании Анкарой геноцида армян в Османской империи.
Впрочем, сам президент Саргсян признает, что основной проблемой для страны остается бедность. На самом деле, средний заработок в Армении составляет 300 долларов. По сути, тяжелая экономическая ситуация в стране - это следствие неурегулированных отношений с Азербайджаном и Турцией, а также сложная система сообщения с Россией, потому как на пути находится Грузия, с которой у России не урегулированы отношения.
Между тем ясно, что любой компромисс, на который решится любой армянский президент, грозит ему политической смертью. На этом фоне особенно грустно наблюдать суету проигравшего выборы лидера оппозиционной партии “Наследие” Раффи Ованнисяна, который не согласен с результатами выборов и даже объявил себя избранным президентом Армении.
|
Раффи Ованнисян грозит “абрикосовой революцией”... |
53-летний Раффи Ованнисян свою кандидатуру выдвинул буквально за месяц до дня выборов. Отмечу, что в начале 90-х на короткий срок он стал первым министром иностранных дел Армении, возможно, благодаря западному американскому образованию и тому, что он долгое время жил и работал в США. Какого-то большого политического опыта у Ованнисяна нет. Но в его пользу говорит тот факт, что в течение последних почти 20 лет он является основателем и руководителем Армянского центра стратегических и национальных исследований в Ереване.
В то время как 58-летний Серж Саргсян - это абсолютно советский продукт, прошедший советскую карьерную школу политика - от комсомольского вожака до коммунистического руководителя. О его политическом весе говорит тот факт, что Саргсян занимал высокие государственные посты начиная с 1993 года. Был министром обороны, министром национальной безопасности, министром внутренних дел, а также премьер-министром Армении. Так что пока именно он, а не его соперник в лице Раффи Ованнисяна, имеет практический опыт в решении главных проблем страны: бедности и внешнеполитических конфликтов. А для этого очень важно забыть о собственных амбициях и не начинать никаких “абрикосовых революций”.
Интернет бросает вызов власти
Победа в первом туре действующего президента Сержа Саргсяна только укрепит олигархическую систему, пишет Le Temps. Однако олигархов, которые держат страну в своих руках, подстерегает Мгер Аршакян, 36-летний юрист, получивший образование в Швейцарии
После того, как телохранители депутата Рубена Айрапетяна забили до смерти посетителя одного из ресторанов своего шефа, Мгер создал на Facebook страницу, ставшую инструментом атаки на мафиози и казначея президента. Семь тысяч человек, мобилизовавшиеся через Facebook, добились отставки Айрапетяна, однако он остается очень влиятельным человеком, возглавляет Федерацию футбола Армении и не имеет проблем с правосудием, говорится в статье. Аршакян добивается, чтобы в отношении Айрапетяна было начато расследование, и проводит собственное контррасследование, чтобы поймать власть в ее же ловушку.
“Борьба, которую ведет Мгер Аршакян, схожа с другими интернет-инициативами, имеющими место в Армении в последние два года. Он руководствуется желанием противостоять олигархии, готовой на все, лишь бы прикарманить миллионы и подчинить 2,8 миллиона армян. Аршакяна ведет “страсть к игре” и жилка революционного романтизма”, - полагает корреспондент Режи Жанте.
По оценке политолога Александра Искандаряна, интернет-активисты, сами того не осознавая, действуют как новые левые. “Они не связаны какой-либо идеологией. Общее для них - это желание противостоять системе ради самого противостояния”, - цитирует Искандаряна издание.
2012 год был отмечен в Армении масштабными акциями интернет-активистов, такими, как защита Техутского леса. “Подобные инициативы показывают, что эти движения пока не готовы стать политической силой, - утверждает Искандарян. - У населения нет работы, а они борются за спасение деревьев, чтобы инвестор отказался от своего проекта и не создавал новых рабочих мест”. Власть относится к ним спокойно, “потому что они не представляют никакой опасности”, отметил политолог. “После трагической развязки предыдущих президентских выборов, когда десять манифестантов, обличавших фальсификации, были убиты, власть сочла, что следует немного приоткрыть вентиль свободы слова”, - пишет газета.
По мнению кандидата в президенты Андреаса Гукасяна, такие инициативы призваны положить конец процессу десоциализации, к которой стремится власть с момента обретения Арменией независимости, и мобилизовать граждан на борьбу за общие интересы.
Le Temps |