|
Ботагоз Сейдахметова
Вчера утром в афганской столице, по информации мировых информационных агентств, не менее трех террористов-смертников напали на управление дорожной полиции. Надо отметить, что это уже не первое нападение террористов на правительственные здания в Кабуле за последние дни. 16 января группа террористов-смертников атаковала штаб-квартиру Национального управления безопасности. Ответственность за все нападения берут на себя боевики движения “Талибан”
С момента появления движения “Талибан” в Афганистане прошло почти 20 лет, а с военной операции международной коалиции под руководством США в ответ на трагедию 9/11 прошло более десяти лет. И, по сути, все эти годы специалисты по региону пытаются дать правильное определение такому явлению, как талибы и “Талибан”. Ведь само слово “талиб” с арабского переводится как “студент” и носит таким образом совершенно мирный характер. Единственный момент, который в этом контексте очень важен, - это то, что талиб - это не всякий студент, а учащийся религиозной школы. То есть талиб учится основам ислама, а движение “Талибан” идеологически стоит на нормах шариата.
Собственно, если немного углубиться в историю афганского “Талибана”, то он появился в Афганистане в 1994 году в пуштунской среде - одном из основных этносов этой многонациональной страны.
Талибы не только пытаются внедрить в общество нормы шариата, но ведут жесткий контроль за их выполнением. В частности, талибы использовали средневековые виды наказаний: за воровство отрубали одну или две руки, за супружескую неверность забивали камнями, популярны были публичные телесные наказания.
“Талибан” выступает за запрет телевидения, музыки, изобразительного искусства, компьютера и интернета (сегодня сотовая связь и интернет активно используются в Афганистане), всяких разговоров о сексе и прочее, прочее. При этом афганские талибы обязали женщин не только носить паранджу, но также запретили учиться и получать образование.
Но самая громкая акция, проведенная талибами, потрясла в свое время весь мир: в феврале 2001 года талибы взорвали две гигантские статуи Будды. Акцию провели как исполнение декрета муллы Омара о разрушении всех неисламских памятников в стране. Будды были вырезаны в скалах Бамиана в III и в VI веках.
Надо отметить, что “Талибан” успел оставить легальный след в истории региона. Талибы официально правили с 1996 по 2001 год в качестве сразу двух государств: Исламский Эмират Афганистан, и на севере Пакистана было государство Исламское государство Вазиристан. Правление талибов на тот период признали только три государства - Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и Саудовская Аравия. Тем временем СБ ООН признавал “Талибан” только как террористическую организацию.
Внутри самого Афганистана оппозицию талибам представлял “Северный альянс”, в который входят этнические таджики и узбеки. Собственно, именно при поддержке “Северного альянса” в 2001 году войска коалиции свергли “Талибан” в Афганистане.
|
Теракты, совершаемые талибами в Афганистане, почти ежедневное явление... |
Талибы ушли в подполье. История их официального правления оказалась короткой, но история его противостояния как внутри страны, так и на мировой арене все еще реальна. Настолько, что даже после свержения движения политики вынуждены признавать - с талибами необходимо вести переговоры.
В свое время за диалог с “Талибаном” выступали США, НАТО, Пакистан, Саудовская Аравия. “Против” диалога с талибами выступают Россия и Иран. Российские афганисты считают, что диалог с афганскими талибами может дестабилизировать ситуацию в регионе. В доказательство приводят пример Пакистана, где власти подписали соглашение с пакистанскими талибами, а те использовали его для перегруппировки и расширения зоны своего влияния.
Известный российский афганист Виктор Коргун, в частности, считает, что высший эшелон талибов тесно связан с “Аль-Каидой”. А потому говорить с ними нужно только с позиции силы. То есть сначала максимально ослабить “Талибан” и только потом садиться за стол переговоров.
Что касается Ирана, то у него свои счеты к “Талибану”, который в свое время активно преследовал шиитов. При этом Иран поддерживает небольшой, но довольно влиятельный афганский этнос - хазаров, которые считают себя потомками Чингисхана.
К слову, еще раз напомню, что Афганистан - страна полиэтническая, а талибы - чисто пуштунский проект.
Впрочем, пуштуны не составляют даже половины населения, их насчитывается около 42 процентов. Второе место по численности занимают афганские таджики, их 27 процентов. 9 процентов составляют хазары, 9 процентов - узбеки, кроме того, прочие этносы, среди которых есть и определенный процент этнических казахов.
Между прочим, на первых после военной операции США демократических выборах в Афганистане пытались соблюсти этнический баланс. Так, Президент Афганистана Хамид Карзай является этническим пуштуном. Вторую должность по иерархии занимает этнический таджик, и так далее.
В Афганистане два основных языка - дари и пушту. При этом только 28 процентов населения грамотные. Фактор, достойный особого внимания, потому как, по моим личным наблюдениям, афганские эксперты, которые активно путешествуют с лекциями по миру, жаждущему из первых рук узнать, что такое Афганистан, прекрасно образованы.
Так, те афганские эксперты, с которыми мне в свое время приходилось беседовать, неплохо владели английским, немецким и русским языками. Так что у меня всегда возникает ощущение, что войны сыграли свою позитивную роль в истории развития Афганистана. В свое время английская, советская и американская оккупации принесли бедному Афганистану не только вечную нестабильность (возможно, она была бы и без участия внешних сил), но также открыла для многих простых афганцев окно в другую жизнь. Собственно, там произошло то, что и в советских среднеазиатских республиках - эдакий прыжок из феодализма в социализм или капитализм, но с элементами отдельно сохраненного феодализма. То есть, с одной стороны, в политике - люди с элитным европейским образованием, а с другой - безграмотные дехкане без определенного будущего. Я это называю эклектической демократией с азиатским лицом.
К слову, для современных узбеков, киргизов и таджиков постсоветский бардак и безработица вкупе с революциями и гражданскими войнами также обернулись своей хорошей стороной. В частности, среднеазиатские гастарбайтеры в России сумели создать новую субкультуру, с которой невозможно не считаться. Киргизские и таджикские оппозиционеры прекрасно устроились в США и Европе, что открыло и для них, и для их детей новый мир. По сути, в отличие от казахов из аулов, простые узбеки, киргизы и таджики из кишлаков вышли в большой мир и не боятся выезжать за пределы своего района. Говорят, что сегодня даже в Европе уже сложились узбекские и киргизские диаспоры. Впрочем, позитивно на общей ситуации в их странах этот фактор пока не сказался.
Вернусь все же к афганским оппозиционерам. Один из самых известных - доктор Абдулла Абдулла - в свое время баллотировался в президенты и сегодня считается главным оппонентом президента Хамида Карзая. Мне доводилось лично общаться с ним. Бывший министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулла Абдулла - этнический таджик, в свое время сотрудничал с “Северным альянсом”. У меня сложилось мнение, что он явный проамериканский политик. Как впрочем, большинство афганских спикеров, которые участвуют в конференциях у нас в стране и в странах Европы. Как правило, их деятельность ограничена поездками по странам Запада. Для меня до сих пор остается загадкой тот факт, что оппоненты нынешней власти и собственно сам Хамид Карзай, по сути, сотрудничают с США. А талибы при этом являются как бы политическими изгоями.
Возможно, эти афганские политики принесли стране международный интерес к ее проблемам и таким образом повлекли за собой многомиллионные инвестиции, финансовые вливания и гуманитарную помощь Афганистану. И даже результаты есть - заработали школы, пусть только в Кабуле, построены больницы, дороги.
Но общая ситуация в стране не изменилась. Производство и трафик опиумного мака с 2001 года увеличились, а талибы до сих пор пользуются доверием населения, а теракты - почти ежедневное явление.
Так что возникает ряд вопросов, ответы на которые, скорее всего, будут противоречивыми. Во-первых, куда все же уходят огромные деньги гуманитарной помощи? Казахстан, кстати, активно участвует в помощи Афганистану. Во-вторых, что позволяет талибам оставаться до сих пор активной силой, которая использует методы теракта в отношении учреждений внутренних органов, тех самых, которые обеспечивают безопасность в стране? Выходит, что обученные Западом афганские полицейские все еще уступают талибам и идеология “Талибана” популярна среди большинства населения?
Пуштуны не составляют даже половины населения, их насчитывается около 42 процентов. Второе место по численности занимают афганские таджики, их 27 процентов. 9 процентов составляют хазары, 9 процентов - узбеки, кроме того, прочие этносы, среди которых есть и определенный процент этнических казахов. |