|
Ботагоз Сейдахметова
В конце прошлого 2012 года по приглашению казахстанской стороны нашу страну посетил депутат Польского сейма Томаш Ленц, представитель правящей в Польше партии “Гражданская платформа”, член комитета внешней политики Польского сейма. В Алматы он выступил на семинаре по развитию и совершенствованию партийной системы в Казахстане с докладом о политических партиях. В частности, рассказал об организационной структуре политических партий в Польше, а также системе их финансирования. В Польше Томаш Ленц считается довольно влиятельным политиком, так что в беседе с ним мы обсудили не только тему политических партий
- Господин Ленц, известно, что, согласно соцопросам, рейтинг вашей партии в начале этого года значительно упал по ряду причин. Скажите, насколько важны для вашей партии подобные социологические оценки? Как Вы сами оцениваете уровень популярности “Гражданской платформы”? И как Вы оцениваете уровень гражданского самосознания и политическую активность поляков?
- Начну с ответа на последнюю часть вопроса. Польское общество прошло долгий путь с момента падения коммунистической системы до перехода к демократическому государству. За это время изменился также способ восприятия политической жизни и участие в общественной жизни граждан нашей страны. Можно критиковать низкую политическую активность поляков и скучность политической жизни, и все же можно заметить, что уровень сознания проводимых выборов и знание основных проблем гражданами нашей страны сегодня намного выше, чем это было несколько лет назад. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что чем больше демократии, тем больше критики в адрес властей, но это явление характерно и для таких демократий, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Германия.
Что касается соцопросов, я хотел бы напомнить Вам, что моя партия “Гражданская платформа”, по сути, совершила исторический подвиг, оставшись у власти в течение двух сроков, при этом не расстраивая своих избирателей. Результаты опросов, проведенных за последние пять лет, не изменились. Напомню, что в декабре 2007 года “Гражданская платформа” побила рекорды популярности, достигнув 54 процентов. Тем не менее, учитывая проблемы с такими объективными факторами, как общемировой экономический кризис, поддержка в 36 процентов не является чем-то, что потребует изменить наши основные цели и способ правления. “Гражданская платформа” взяла на себя труд реформирования нашей страны и не избегала принятия важных решений, таких как повышение пенсионного возраста. Для сравнения: если наш главный политический соперник партия “Право и справедливость” получила поддержку в декабре 2007 года 16 процентов избирателей, то теперь это 27 процентов. Таким образом, различия между нашими политическими группировками являются существенными.
- Что конкретно предлагает правительство Польши для совершенствования пенсионной политики и что в ней не нравится гражданам страны? Вообще, в связи с чем возникла необходимость изменения пенсионного возраста? Какие еще вопросы особенно волнуют польских граждан, с какими проблемами Вам, как депутату сейма, приходится разбираться?
- Без сомнения, самой большой проблемой, стоящей перед настоящим и будущим правительством, является уменьшение численности поляков. Так что в течение нескольких десятилетий это может вызвать проблему с пенсионной системой. Таким образом, правительство Дональда Туска в качестве приоритетных решило реформировать пенсионную систему, то есть повысить пенсионный возраст.
Начиная с 2013 года принято решение постепенно повысить пенсионный возраст до 67 лет, так, чтобы этот уровень был достигнут для мужчин к 2020 году и для женщин к концу 2040 года, и ограничить права о досрочном прекращении деятельности для фермеров, судей и прокуроров.
При этом закон, позволяющий досрочный выход на пенсию, принятый в 2009 году, будет постепенно погашаться до полной ликвидации. В будущем использование пенсии до общего пенсионного возраста будет возможно только в рамках системы льгот для лиц, работающих в особых условиях.
- Господин Ленц, не могу не задать Вам вопрос о самой большой польской трагедии десятилетия. Каковы последние заключения о причинах катастрофы над Смоленском самолета с польским президентом и польской элитой? Как эта трагедия отразилась в целом на политической ситуации внутри страны и на внешней политике?
- Надо сказать, относительно этой национальной трагедии существует множество расходящихся мнений и ненужных эмоций, которые используются исключительно в политических целях. Я напомню, что жертвами авиакатастрофы под Смоленском были представители политической элиты нашей страны. Они были из разных партий, представляли разные взгляды. Поэтому для нас очень важно достойно почтить их память и сделать выводы в контексте, например, организаций полетов так называемых VIPов, чтобы подобные трагедии не повторялись. Одна из основных задач, стоящих перед нами, - убедить политиков и общественное мнение, что в основе этого бедствия лежит человеческий фактор, ошибки, а не спланированное действие или нападение. Это очень безответственные утверждения, которые портят общественное мнение.
- Премьер-министр Польши Дональд Туск в 2011 году сказал, что Польша - это единственный “Зеленый остров”, имея в виду удачный опыт Польши в борьбе с коррупцией. Каковы главные принципы борьбы с коррупцией в вашей стране? И какой опыт в этой сфере был бы особо полезен для Казахстана, особенно сегодня, когда польская сторона намерена участвовать в модернизации казахстанской экономики в рамках семи кластеров казахстанской экономики?
- По моему опыту, как парламентариста, ясно, что одним из основных принципов борьбы с коррупцией является последствие и широкое общественное обсуждение этого явления. То, что надо усвоить общественности, это убеждение, что дача взятки является не только нарушением закона, а впоследствии отразится на нем же. К примеру, пациент не получит должного уровня медицинской помощи до тех пор, пока не даст дополнительные деньги врачу.
Следующим шагом должно стать убеждение, что коррупция, подкуп - явления не “модные”, это то, чего следует избегать и прежде всего стыдиться. Конечно, небанальную роль в этом процессе должно играть государство, центральное правительство и местное управление. Люди должны понимать, что чем проще правила, тем меньше возможностей для коррупции и нарушения закона. Я бы посоветовал также наладить тесное сотрудничество с международными организациями, борющимися с коррупцией в целях разработки стандартов в этой области, такими как Transparency International.
- Как правящая партия Польши оценивает перспективы двусторонних отношений Польши и Казахстана?
- В марте 2012 года мы отметили 20-летие установления дипломатических отношений между Республикой Польша и Казахстаном. Так что это еще одна причина, чтобы подвести итоги и проанализировать наше сотрудничество. Несмотря на то, что наши столицы разделяет расстояние в 4080 километров, той частью, которая нас сближает и все больше соединяет, является экономическое сотрудничество. Это происходит на волне европейских устремлений Республики Казахстан, активизации наших отношений с азиатскими странами, при этом ведущим мотивом является стремление к широкому и эффективному использованию потенциала и возможностей двух стран в интересах экономического роста и развития. Текущее состояние сотрудничества может только частично радовать, но возможностей гораздо больше как с польской, так и с казахстанской стороны.
- Поделитесь Вашими личными впечатлениями о казахстанских коллегах, насколько легко или тяжело вам понимать друг друга?
- Мои встречи с замечательными людьми были плодотворными и для меня, и для моих собеседников. С самого начала моей работы парламентариста я знал, что построить хорошие отношения можно только через прямые встречи и обмен идеями. Это правило работает между отдельными личностями, но также применяется в случае межгосударственных отношений. |