|
Ботагоз Сейдахметова
Выборная кампания в США вступила в ту стадию, когда всем известны не только имена двух главных соперников от демократов и республиканцев, но и имена их жен. Мишель Обаму и Синди Маккейн теперь активно приглашают на всяческие ток-шоу, пресса анализирует и использует по-своему каждое неловкое выражение, брошенное вторыми половинками кандидатов в президенты. Так что женам приходится следить за своим языком.
А ведь до генеральных выборов осталось еще целых четыре месяца. Что же еще предпримут наши американские коллеги, чтобы к ноябрю кампания никому не наскучила?
Женсовет
Что и говорить, быть женой политика, да еще и с амбициями президента, дело очень ответственное и почетное. С одной стороны, расслабляться никак нельзя, но с другой - такое всеобщее внимание тренирует потенциальных первых леди. Эдакая натаска перед предстоящей новой жизнью в Белом доме. Мне невольно вспомнилась первая “первая леди” Советского Союза Раиса Максимовна Горбачева.
Тогда это было в новинку, но мы довольно быстро привыкли к статусу первой леди, которая должна была служить образцом модных тенденций, красоты и хороших манер. Но в то время в подконтрольной прессе никто не мог критиковать Раису Горбачеву за количество смененных дорогих меховых шуб во время встречи с рабочими Северодвинского морского порта (видимо, меня, как женщину, это задело еще тогда, раз я вдруг вспомнила дела давно минувших дней).
Напротив, мы откровенно радовались и гордились, что “наша” не хуже жен западных лидеров, такая же стройная и модно одетая, умеет себя вести как аристократка, умеет носить шляпы как королева. Короче, это было время, когда “верхи” медленно, но верно прощались с пролетарским прошлым, и надо сказать, что до сих пор отчаянно пытаются создать себе дворянскую биографию. Смешно, правда?
Не менее забавные вещи происходят и во время американских выборов. В частности, в отношении жен кандидатов. Так, английская газета The Telegraph пишет о кулинарном конкурсе, который был проведен для потенциальных первых леди. Они должны были предоставить любимые рецепты печенья.
Но так как дело было еще до выхода Хиллари Клинтон из гонки, то в конкурсе пришлось принять участие и потенциальному “первому парню” (по-английски это звучит почти так же, как первая леди: first laddie) Биллу Клинтону. В результате оказалось, что Синди Маккейн и бывший президент якобы просто сдули рецепты из Интернета. А красавица Мишель Обама испекла печенье по старинному семейному рецепту. Вот ведь молодец, может, она еще и крестиком вышивает?
Интересно, в каких еще женских конкурсах пришлось бы принимать участие второй половинке Хиллари Клинтон, победи она Обаму на демократических праймериз? Впрочем, мне ужасно импонирует чувство здорового юмора, которое присуще всей избирательной кампании в США. Именно оно, в конечном счете, является залогом политической активности всех социальных слоев американского общества, включая домохозяек. Уверена, что результаты этого кулинарного поединка вошли в зачет к основным игрокам - Бараку Обаме и Джону Маккейну.
В США есть популярная сатирическая программа, в которой очень жестко высмеивают всех персонажей нынешней выборной кампании. Так вот, одна из таких реприз посвящена чете Клинтонов.
Билл изображен как человек, который никак не хочет переходить на задний фон. Забываясь, “Билл” то занимает кресло жены-президентши, то все время пытается выйти на первый план, пока “Хиллари” терпеливо не протянет: “Ну, Билл-л-л”.
Досталось от насмешников и Обаме. Кто-то в середине избирательной гонки наконец заметил странную схожесть официальной президентской и обамовской печатей: и там, и там присутствуют орлы, которые держат в лапах символы войны и мира - оливковую ветвь и пучок стрел. Особенно американские журналисты измывались по поводу использования изречений на латыни в обамовском варианте. В оригинале звучит: “E pluribus unum”, или “Единство в многообразии”. На печати Обамы красуется: “Vero possumus”, что примерно можно перевести как “Мы действительно можем”. Почти как выборный лозунг: “Yes we can”. Так обсмеяли, что Обаме даже пришлось отказаться от дальнейшего пользования этой печатью.
Вот она, сила слова и американской прессы в действии!
|
И Синди, и Мишель могут украсить собою Белый дом |
|
Новая Америка
Американский телеканал Foxnews практически без перерыва показывает ход президентской кампании. Достается на орехи, на мой взгляд, в основном чернокожему кандидату в президенты. Меня это наводит на мысль, что назло всем зловещим ошибкам Буша, из-за которых республиканская партия сильно скатилась вниз в общественном мнении, лоббируют все же белого кандидата. Может, потому один из вашингтонских спикеров шутливо отговаривал смотреть Foxnews и CNN, чтобы не испортить представление об американской демократии.
А ведь после недавнего замечательного репортерского тура в США я получила буквально тонну электронных писем от моих чернокожих коллег по туру. В одном из них мой коллега пишет, что приехал в США с множеством вопросов, один из которых: “Готова ли Америка к чернокожему президенту?”. По его ощущению, особенно после победы на финальных праймериз в белом штате Монтана, поддержка и радость белых - знак положительных перемен и нового пути для США.
При этом во всех письмах моих коллег из Африки и Латинской Америки звучит мысль о том, что США - это на самом деле самая демократическая страна мира, и всем нам есть чему учиться у Америки. Особенно в части прозрачности выборной кампании, доступности и открытости источников информации.
Что касается меня, то я увидела, насколько США изменились за пять лет после моего первого визита туда. Стало меньше людей, страдающих ожирением, потому как правительство уделяет много внимания национальной политике здорового питания нации. На улицах Вашингтона и Нью-Йорка появилось больше элегантно одетых людей, особенно дам в шляпках и женственных нарядах.
И, наконец, в США оказалось больше людей, знающих о Казахстане и вообще умеющих отличать Центральную Азию как часть бывшего Советского Союза от Афганистана и Пакистана. При этом пресловутого Бората почти никто не вспомнил, разве что один раз, когда хотели меня успокоить - издевался-де тот не над казахами, а над американцами.
Я чуть не пролила на себя горячий кофе, когда один из африканских журналистов в ресторане участливо поинтересовался, существуют ли все еще колхозы или их уже упразднили. А я-то собиралась им рассказывать, что, мол, жила-была когда-то такая страна Советский Союз, и было там 15 братьев, и самый старший брат Россия и теперь нам близок во многом, более того, наш главный торговый и политический партнер.
Пять лет назад мне приходилось показывать простым американцам на карте Казахстан, рисовать в воздухе длин-ную сухопутную границу с Россией, показывать, в каком месте мы соприкасаемся с Китаем, и объяснять, что компьютер и Интернет мне тоже хорошо знакомы.
Наконец, я сама избавилась от тех стереотипов об американцах, которые свойственны большинству советских граждан. В частности, в отношении качества образования существует мнение, что советское - более глубокое и широкое. Отсюда вывод - мы умнее. Но встречи и общение с американцами нового поколения показали мне, что это не так. Моих собеседников отличал высокий интеллект, хорошие манеры, знание языков тоже становится нормой для граждан США.
Могу предположить, что эти качественные и видимые перемены с американцами - знак нового времени для самой большой страны, созданной иммигрантами. И черный президент - начало добрых перемен. Почему бы и нет?
Делайте ставки, господа!
Президентская кампания в США так захватила весь мир, что и мы не остались равнодушными зрителями и даже начали делать ставки: мол, кто, в конечном счете, станет следующим президентом США. Я, видимо, следуя некоей женской логике и наивной вере в справедливость и победу демократии, поставила на Барака Обаму. Мой коллега, который уверен в брутальности всех решений республиканцев, конечно, поставил на Джона Маккейна. При этом ни он, ни я абсолютно не руководствовались при этом вопросами расовой принадлежности “нашего” кандидата в президенты.
Моя уверенность в том, что следующим американским президентом впервые в истории США станет чернокожий Барак Обама, основывается на тривиальных результатах сначала борьбы внутри демократической партии, а теперь на том, что к Бараку Обаме питает пиетет либеральная (читай: демократическая) часть американского общества. Пусть даже при этом многие из тех, кто готов голосовать за демократа Обаму, делают это как бы вопреки. То бишь предпочитая кого угодно, но не нового Буша в лице Маккейна.
Между тем недавно проведенные социологические опросы американского населения показали, что вопрос расизма все также актуален. В Интернете можно найти статистику - сколько процентов белых американцев против президента-афроамериканца, сколько американских граждан считают, что межрасовые отношения в стране играют еще роль в жизни страны.
Так, согласно разным опросам, за Маккейна готовы проголосовать 36 процентов американцев, а за Обаму - 51 процент. К сторонникам чернокожего сенатора себя относят большинство избирателей-демократов (80 процентов) и независимых избирателей (48 процентов против 36 процентов за Маккейна), пишет Newsweek. Приверженцы бывшей соперницы Обамы по демократической гонке Хиллари Клинтон также предпочли бы отдать свои голоса за кандидата-демократа (69 процентов против 18 процентов за кандидата от Республиканской партии Маккейна).
CNN приводит усредненные данные по опросам Newsweek, Gallup и Fox News/Opinion Dynamics: Обаму поддерживают 46 процентов респондентов, а Маккейна - 40 процентов.
Но ни один из опросов не даст ответа, кто же станет следующим президентом США.
Ведь на деле может произойти все что угодно.
Вспомните историю, которая произошла во время президентской кампании 2000 года, когда основными противниками были Джордж Буш-младший и Альберт Гор. Тогда, восемь лет назад, все шло к тому, что победу одержит демократ Гор. Но судьбу выборов решили голоса избирателей в штате Флорида, где произошел непонятный сбой с электронной избирательной системой.
Даже скандал с подтасовкой результатов в штате Флорида не помешал тогда республиканцу Бушу занять кресло хозяина Белого дома. Почему? Я не получила ответа даже в США.
Так что может быть все.
Может статься, что интеллигентный пацифист Обама в какой-то момент уступит первенство своему воинственному оппоненту, ястребу Маккейну. И вся эта долгая эстафетная дорожка к Белому дому, со всеми ее препятствиями и поддержкой болельщиков по обе стороны трассы, в одночасье превратится во вчерашний день?
Посмотрим. Ведь ставки в этой великой гонке очень велики.
Вашингтон - Алматы |