Ботагоз Сейдахметова
Сопротивление действующего сирийского правительства и самого сирийского президента Башара Асада удивительным образом затянулось. Понять, за кем преимущество невозможно даже после часового просмотра новостных каналов. Ясно одно, ни одна из попыток мирного урегулирования конфликта, которые мировое сообщество предпринимало, не увенчались успехом
Башар Асад не сдает позиций. И этот факт вызывает бурю эмоций у моих френдов в Фейс-буке. Большинство из них, говоря современным сленгом, выражают сирийскому президенту “респект и уважуху”. Мол, не сломался парень, в отличие от ныне покойных и позорно свергнутых лидеров Ирака и Ливии. А значит, дело его правое.
Впрочем, это мнение казахстанских френдов, большинству из которых не откажешь в интеллекте и знании ситуации на Ближнем Востоке. Среди них есть и те, кто долгое время по долгу службы находился в регионе и даже лично был знаком со многими политиками и даже лидерами стран Ближнего Востока.
И все же в сирийском вопросе существуют четкие группировки со своими кровными интересами, и Казахстан в этой тусовке не заявлен ярко. Разве что в качестве наблюдателя.
Итак, с
одной стороны, находится Башар Асад со своими политическими сторонниками, многие из которых еще не бросили патрона в беде и одиночестве.
С другой - сирийская оппозиция, яростно выступающая против режима Башара Асада.
Третья и четвертая стороны сирийского конфликта - это Россия с Китаем и страны Запада. Одни с первых дней гражданской войны заняли позицию, согласно которой урегулирование ситуации возможно только путем дипломатических переговоров. В то время как остальные члены Совета Безопасности ООН давно пытаются уговорить русских поддержать усилия по военному вмешательству в дела Сирии.
Пятая группа состоит из суннитов-арабов из стран Персидского залива, для которых шиитские Иран и Сирия - как красная тряпка для быка. Хочется как можно быстрее проткнуть в этой зоне брешь. Интересы этой группы тривиальны - обеспечить себя надежным коридором из “своих” от Персидского залива до европейского рынка для транспортировки углеводородов. Так что именно эта группа настроена более решительно на внешнюю интервенцию Сирии.
Шестая группа - Иран и “Хезболла”, выступают на стороне режима. В то время как
седьмая группа - Израиль, как главный противник
шестой группы, тоже настроена воинственно. Последние три группы связаны общей региональной принадлежностью, которая и лежит в основе их противостояния. Если Израиль начнет войну против Ирана, то это станет катализатором для намерений стран Персидского залива, в частности, Саудовской Аравии и Катара, начать военные действия против Сирии. При этом все интересы сходятся на Ормузском проливе, куда стекаются все военные силы, корабли и транспортные пути для перевозки нефти и газа.
Таким образом, ядерный вопрос Ирана стоит на одной логической линии с сирийским кризисом.
Особняком в этом списке стоят Ирак и Ливан, которые не поддерживают стремление Лиги арабских государств по установлению “своего” человека во главе Сирии.
Но военное вторжение в Сирию из соседних арабских государств становится с каждым днем все более возможным. А потому на этой неделе Россия, Иран и даже США - каждый в отдельности, выступили против военного вторжения в Сирию. Уж очень воинственно настроены Саудовская Аравия и Катар.
Между тем гражданская война в Сирии продолжается. Алеппо к 1 октября практически окончательно заняли правительственные войска. 2 октября в Алеппо с визитом прибыл Президент Сирии Башар Аль-Асад, который сообщил о намерении в ближайшее время полностью очистить город от бандформирований. Для этого из провинции Хама в Алеппо перебрасываются подразделения сирийской армии общей численностью до 30 тысяч человек.
В столице Сирии Дамаске и его пригородах также идет операция по зачистке территории от боевиков.
В Хомсе обе стороны конфликта находятся в равных позициях, но, по официальным данным, были уничтожены “десятки боевиков”, “несколько транспортных средств и большое количество бандитов”.
Из стратегически маловажной провинции Хама большая часть боевиков переместилась в провинции Хомс, Дамаск и Алеппо. Так что война тут менее активная.
В административном центре Дераа также относительно спокойно. Здесь боевики оппозиции ведут партизанскую войну - совершают взрывы, проводят диверсионные операции. Партизанские бои также проходят в провинции Латакия. Но правительственные войка, если верить официальным сообщениям, активно штурмуют районы, где обосновались бандформирования.
Башар Асад явно не желает сдаваться. |