|
На саммите во Владивостоке Путин убеждал лидеров стран АТЭС, что Россия готова играть более значимую роль в Азии, а Владивосток, наряду с Пекином, Сеулом и Токио, может стать одним из экономических центров Северо-Восточной Азии. Пока что “Владивосток в этом ряду выглядит так же неуместно, как человек в костюме птицы, пытающийся летать вместе с журавлями”, иронизируют западные СМИ, но амбиции России налицо, и перспективы есть не только в энергетике
“Владимир Путин использует саммит АТЭС, чтобы решительно повернуться в сторону Дальнего Востока, надеясь укрепить связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом и преследуя далеко идущую цель развития России как таковой”, пишет The New York Times. Учитывая экономическую нестабильность в Европе и то, что Япония вынуждена покупать значительную часть энергетических запасов за рубежом, шансы России выгодно использовать свои возможности в Азии достаточно велики, полагает автор статьи Дэвид Хершенхорн. Что же касается Китая, то и сейчас, по словам самого Путина, “уровень российско-китайских отношений беспрецедентно высокий, очень доверительный и в политической сфере, и в области экономики”.
Государство потратило более 20 миллиардов долларов на обновление находящейся в упадке инфраструктуры Владивостока - места проведения саммита, продолжает автор статьи. В качестве примера масштабного строительства во Владивостоке он рассказывает о строительстве 3-километрового вантового моста через пролив Босфор Восточный.
Автор не исключает, что “экономические и политические цели Путина останутся на уровне пожеланий, учитывая длительное недоверие между Россией и ее азиатскими соседями”, но информирует, что во время встречи Путина с японским премьером Йошихико Нода в числе прочего будет обсуждаться “невероятная по своим масштабам сделка” по продаже сжиженного природного газа Японии.
Эти обсуждения пройдут на фоне недавно начатого расследования антиконкурентных действий “Газпрома” в Европе, отмечает Хершенхорн. Кремль использует стратегические маневры, чтобы иметь возможность перенаправить продажи своего газа в Азию, если он столкнется со сложностями в Европе.
Энергетика - не единственная сфера экономических возможностей России в Азии, пишет корреспондент, упоминая также производство продовольствия.
По мнению автора, местные чиновники буквально купаются во внимании Москвы, о чем свидетельствуют и создание нового федерального агентства по развитию Дальнего Востока, и огромный объем поступающих федеральных средств.
“Владивосток как метафора российских амбиций” - так озаглавлен материал Марка Маккиннона в The Globe and Mail.
“Владимир Путин в белой одежде и в шлеме в четверг поднялся в небо на белом дельтаплане. Эта была уловка, чтобы заставить стаю белых журавлей последовать за ним. А сегодня во Владивостоке начинается Азиатско-Тихоокеанский экономический саммит. На нем Путин будет пытаться убедить лидеров стран АТЭС, что Россия готова играть более значительную роль в Азии, а Владивосток, наряду с Пекином, Сеулом и Токио, может стать одним из экономических центров Северо-Восточной Азии”, - говорится в статье.
“Единственная проблема в том, что Владивосток в этом окружении выглядит так же неуместно, как человек в костюме птицы, пытающийся летать вместе с сибирскими журавлями”, - полагает Маккиннон.
В то время, как официальные делегации будут впечатлены современным и хорошо охраняемым местом проведения саммита на острове Русский, предприниматели, которые соберутся на полях саммита, увидят, насколько Дальний Восток России отстал от экономических держав, с которыми он стремится “летать в одной стае”, и как часто бизнес в России держится “на честном слове и одном крыле”, пишет автор.
Пятизвездочные отели Hyatt на побережье оказались недостроенными к сроку, и теперь состоятельным предпринимателям придется размещаться в двухзвездочных гостиницах советской эпохи без кондиционеров, некоторым - прямо над ночными стриптиз-клубами. Владивостокские таксисты рассказали корреспонденту: в то время, как фасады домов и мосты вдоль главной дороги, ведущей от аэропорта к месту проведения саммита, приведены в порядок и покрашены, обратные стороны зданий остаются ветхими и облупившимися.
“Мой приятель, который не был во Владивостоке несколько нет, сказал, что он выглядит как тот же самый город, который только отфотошопили перед саммитом”, - смеется Андрей Губин, преподаватель Дальневосточного федерального университета. Но даже критически настроенный Губин признает, что саммит АПЕК - это шанс сигнализировать Азии, что регион открыт для бизнеса и инвестиций, пишет издание.
Юлия Смирнова, журналистка Die Welt, сообщает, что в четверг Путин выехал на саммит АТЭС во Владивосток, где “Россия хочет продемонстрировать свою силу”. “А по дороге глава Кремля вновь постарался показать себя в любимой роли смелого любителя приключений - в этот раз в роли спасителя редкого вида журавлей”.
Автор напоминает, что незадолго до саммита АТЭС Путин дал телеканалу Russia Today первое интервью после инаугурации, в котором постарался дать ответ на все неприятные вопросы. “Он применил стратегию, излюбленную со времен “холодной войны”: обвинил критиков в том, что они сами не лучше”, например, в ответ на вопрос о “списке Магнитского”.
О деле Pussy Riot Путин сказал, что не вникал в него и что государство обязано защищать чувства верующих. Он также напомнил об акциях группы “Война” и заявил, что власти должны были обратить внимание на их участников еще тогда.
Ситуацию в Сирии, продолжает автор, президент сравнил с войной в Афганистане, заявив, что нынешние партнеры России в свое время поддержали там повстанцев и создали таким образом “Аль-Каиду”, позднее напавшую на США. По словам Путина, следует принудить все стороны конфликта к переговорам и прекратить поставлять в Сирию оружие.
Упомянув дело Джулиана Ассанджа, Путин обвинил Великобританию в двойной морали.
Комментируя участие Путина в акции по спасению сибирских журавлей - стерхов, журналистка пишет: “Журавлей вымирающего вида выращивают в неволе, затем дельтапланерист ведет молодых птиц на зимовку в Узбекистан. Роль “вожака” на этот раз взял на себя российский президент - ему даже пришлось надеть белый костюм, чтобы журавли приняли его за большую птицу. Однако сомнительно, что большинству россиян интересна эта акция. Во всяком случае, в Интернете она вызвала шквал критики и насмешек”.
Кроме того, путинский полет российско-американской журналистке Маше Гессен стоил поста главного редактора журнала “Вокруг света”: Гессен уволили, поскольку она отказалась посылать репортера освещать акцию на Ямале, сочувствует Смирнова.
Подготовила Ботагоз Сейдахметова |