|
Ботагоз Сейдахметова
На днях сайт Vesti.uz сообщил о том, что Министерство народного образования Узбекистана издало приказ, в котором предъявлены строгие требования к внешнему виду учащихся
Мои коллеги из Узбекистана как-то рассказывали мне, что чиновники озабочены внешним видом молодежи. И более того, уже поручено-де разработать правильную одежду для граждан страны с учетом национальных традиций и исламских тенденций. Все это было бы забавным, если бы не одно но. На самом деле национальная узбекская одежда очень красива, и при желании модельеры на ее базе могут сотворить истинную красоту. Моя ташкентская подруга, которая водила меня по тамошнему базару, заводила и в национальные ряды, где продавались халаты, тюбетейки, которые носят по разным поводам. Мы, как полагается женщинам, начали активно примерять на себя тюбетейки, красоваться перед зеркалом. Оказалось, что весь этот товар пользуется не только туристическим успехом у каких-нибудь европейских пенсионеров. Подруга с восхищением и одобрением сообщила мне, что юные узбечки, даже столичные, с удовольствием носят эти головные уборы, платья с шароварами. И в этом была своя прелесть.
Главное, чтобы все это было добровольным желанием молодых не просто выделиться как-то в толпе, а сохранить национальный колорит в одежде. Но не спущенной сверху директивой властей.
Между тем новый приказ предписывает целый ряд норм, которые, по-видимому, нарушать нельзя. В частности, школьницы должны заплетать волосы в две косички, не краситься, не украшать себя. Кроме того, девочки должны носить “не слишком короткие и не слишком длинные, не слишком широкие и не слишком узкие платья”. Мальчики должны носить коротко подстриженные волосы, кроме того, обязателен к носке галстук. Замечу, европейский элемент одежды.
Все это напоминает советские нормы дресс-кода. Нам тоже не позволяли носить вызывающую одежду, был выработан общесоветский и скучный стандарт школьной формы. Черный низ, белый верх, шагать правой, стоять в одном ряду, не высовываться. Нельзя было красить ногти в школу, что мы все же делали тайно от учителей. Нам не позволяли быть яркими и как-то выделяться. Считалось, что это неприлично. Общая школьная форма создавала в наших рядах эдакое классовое равенство, которое, впрочем, было показушным. Ведь демонстрация своих финансовых возможностей, на деле, в человеческой натуре.
А поколение моего старшего брата прошло через позорную процедуру контроля за длиной волос у парней. Длинные волосы стриглись, а нарушитель подвергался своего рода анафеме.
Сегодня все это весело вспоминать. И все же, на деле, все эти запреты воспитали в нас - советских девочках и мальчиках - массу комплексов, которые уже во взрослом возрасте переросли в нетерпение и нежелание принимать все непонятное и все противное твоему представлению о морали, моде, музыке, искусстве, кино.
Впрочем, школьные стандарты существуют во всем мире. Так, каждая частная школа в Японии и Англии имеет свою фирменную форму, причем весьма стильную. Так что идея ввести единую школьную форму, на самом деле, неплохая задумка узбекских чиновников. Хотя бы для того, чтобы школьников отличать в толпе прохожих. Но было бы замечательно позволить этой форме быть красивой, удобной, модной, а главное, разнообразной, в зависимости от школы и даже региона страны.
Ведь, как ни странно, но в истории часто военная или школьная форма задавала новые направления в мировой моде. И кто знает, возможно, узбекские мотивы будут активно использоваться модельерами с международным именем. |