|
Ботагоз Сейдахметова
В Европе явно появилась новая протестная молодежная субкультура, которая на этот раз имеет славянские корни. Прародители российских Pussy и украинских Femen, известные под именем хиппи, в 60-70-х годах прошлого века тоже всех раздражали новой непонятной эстетикой и вызывающим поведением. Видимо, раз в пятьдесят лет стабильная пуританская жизнь просто обязана взорваться эдаким криком молодой души. Революции продолжаются, и никакой власти такое не может нравиться.
Вот и московский суд трем хулиганкам из Pussy Riot может вынести серьезный приговор. А ведь можно было их культурно и без шума оштрафовать или тривиально... отшлепать
Субкультура хиппи родилась в США в знак протеста пуританской морали тамошних протестантских церквей. И с самого начала своего существования они раздражали законопослушных граждан не столько своим политическим кредо, сколько своим внешним видом - вызывающие длинные грязные волосы, джинсы, бусы, всевозможные символические цветные фенечки. Забавно, что и нынешняя шумиха вокруг акций Pussy Riot связана с Храмом и раздражает своей эстетикой. Хиппи призывали заниматься любовью, а не войной. Украинские феминки тоже выступают за более мирные способы “войны”, считая, что можно просто прийти, раздеться и победить. Иных взрослых музыкантов в Европе и России дело Pussy Riot и вовсе вдохновило на новые шедевры с политическим окрасом в стиле художественного авангарда. И пуссики стали пионерами мирного протеста - их балаклавы и яркие колготы уже носят юные дурочки по всей Европе и Америке - в канадском Торонто, в финской столице Хельсинки, в Берлине и Вене.
Пишу “дурочки” с добрым сердцем, понимая, что это такой молодежный способ самовыражения. Просто такая эстетика мне не по вкусу, только и всего. Убивать их за это я бы не стала, просто игнорировала то, что мне не интересно. Мне ведь многое в нашей культуре претит (думаю, как и многим), все эти пустые песенки, блестящие пиджаки а-ля Филипп Киркоров и прочее, прочее. Ну раз все это существует, значит есть спрос. То бишь лично я не принимаю такую эстетику, но и не пытаюсь ее уничтожить. У меня довольно снисходительное отношение к лубочному искусству или девушкам с веслами в городском парке. Пусть себе существуют, я вообще за разнообразие во всем. Просто нашему обществу пока не хватает толерантности, которая и является часто катализатором нового и даже эволюции.
Собственно, все новое и непонятное всегда раздражает. И вообще культура, если все же отнести акции пуссек к культуре, - это часто некий совсем другой мир, для понимания которого нужно либо иметь специальное образование, либо от природы тонкий ум и острое чутье. Согласитесь, не всякий смертный поймет, что хотел сказать Малевич своим черным квадратом, и уж точно не всякий православный может принять такой новый вид молебна. Так что можно понять, отчего некоторые “жертвы” того скандального панк-молебна от Pussy Riot впали в глубокий ступор и почему их первой реакцией была ответная агрессия. Два параллельных мира со своими представлениями о духовности, морали, свободе совести и Боге не могли и не могут пересечься. Но и независимо существовать, видимо, тоже не могут.
Уверена, часть нынешних революционЭрок все же повзрослеет, девчонки снимут цветные колготы, стащат с головы балаклавы и станут одними из многих скучных и традиционных членов нашего общества. Но пока власти, оппозиция и Запад делают из них “узниц совести”, и это их, похоже, очень вдохновляет. Вдохновляет внимание мировой прессы, поддержка известных людей, таких как Мадонна и даже канцлер Германии Ангела Меркель. Ведь, по сути, из них сделали главных обличителей режима Путина, эдакий авангард российской оппозиции Кремлю. Такой славы не было ни у кого из старых проверенных временем оппонентов режима.
А что касается наказания, то, скорее всего, раздраженная власть доведет дело до конца. И пуссики таки потеряют свободу года на три. Просто из прЫнцЫпа. Это такой клинч между официальной Москвой и либералами всех мастей, в котором “победитель” может быть только один.
Глупые пуссики пока не понимают, что просто попали между молотом и наковальней. Ведь на самом деле, они только повод для сторон противостояния официально выразить свои позиции. Кому-то показать свою силу и влияние, а прочим культурным деятелям и либералам пропиариться и доказать, прежде всего, самим себе, что они чего-то стоят, а Западу еще раз обвинить Кремль в жестком отношении к оппозиции. Попутно западные стратегические партнеры Москвы напоминают, что по Сирии она заняла-де не ту позицию. Короче, идет обычная тактическая война Запада с Россией, в которой все пропитано традиционными грязными политическими технологиями и экономическими интересами.
Может, клинч по делу Pussy Riot все же завершится мирным консенсусом сторон, думаю, это дело может создать прецедент в юридической практике России. И тогда, думаю, было бы разумно принять в российский Уголовный кодекс закон, подобный финскому, где четко прописано, что запрещена любая “попытка помешать богослужению, любой вид издевательств над верой другого человека в письменной или иной формах”. |