|
Ботагоз Сейдахметова
Туркменистан - пятая страна нашего, Центрально-Азиатского региона, самая закрытая, а по официальному статусу - страна, которая придерживается политики нейтралитета. Проще говоря, сам никому не мешаю, вот и мне не мешайте жить. И все-таки тоненькие струйки информации об этой стране просачиваются во Всемирную паутину. Именно они и позволяли составить некую почти объективную картинку второй половины 2012 года в этой стране
Скажу откровенно, я была в этой стране много лет назад, два коротких, но насыщенных дня в составе делегации министра иностранных дел Казахстана. Тогда им был Касым-Жомарт Токаев. Это были два незабываемых и исторических дня в моей журналистской практике.
Во-первых, в моем паспорте красовалась туркменская виза, которую получить сложнее, чем шенгенскую.
Во-вторых, в Ашхабаде нас встречал сам президент страны - легендарный носитель прижизненного титула Отца туркменской нации.
В-третьих, столица страны город Ашхабад достойна отдельного рассказа благодаря своей уникальности, и мы увидели все это собственными глазами и оценили по-достоинству. И,
наконец, наш визит оказался, по иронии судьбы, историческим. Ведь наша делегация стала последней в череде иностранных официальных гостей, которых принимал Туркменбаши. По сути, мы оказались свидетелями последних дней эпохи Сапармурата Ниязова.
Так что, есть что вспомнить.
И то, как туркменский президент, о котором до этого мы много слышали странного и удивительного, демократично позволил журналистам войти в кабинет, где он проводил встречу с нашим министром. И то, как нас повезли в родовое село президента - Кипчак, где Турменбаши увековечил память родителей в белом мраморе огромной мечети.
Что видели наши глаза? Красивый мраморный центр туркменской столицы, роскошные фонтаны, высотные новостройки с прекрасной инфраструктурой и... пустые улицы, без машин, без людей, пустующие новые дома. Жизнь кипела в старой части города, где время словно остановилось. Впрочем, советский Ашхабад нам понравился тоже. Среднеазиатский базар, на котором мы меняли доллары на мешки с манатами, жил своей размеренной жизнью. Ностальгия ударила нас по печени, когда мы вошли в прелестную пивную с сохранившимся советским антуражем - высокие стойки столов, традиционые кружки а-ля совок и вобла. Пиво, надо сказать, было сказочно вкусным и дешевым. В столичном ЦУМе, где царила советская нищета, наша мешочная делегация выглядела группой миллионеров, которая сорила манатами направо и налево. Мы тогда все дружно отоварились хваленой продукцией Ашхабадской текстильной фабрики - детища президента.
К достижениям эры Ниязова, безусловно, относились цены на свет и газ, а также некоторые продукты питания. А визитной карточкой столицы, лично для меня, остались тысячи спутниковых тарелок, которыми были утыканы все этажи ашхабадских домов. Люди явно смотрели телепродукцию иностранного производства. Скорее всего, кино из Ирана и программы из Москвы. Вообще, смотреть передачи по местному телевидению было весьма забавно. Наш “Хабар” на фоне их государственных каналов выглядит просто примером объективности.
Кроме того, улицы столицы носили имена президента и его семьи, на каждом углу вас подстерегал памятник, бюст или, на худой конец, огромный портрет Сапармурата Ниязова. Кое-где попадались даже портреты Ниязова-блондина. На базаре нам удалось даже увидеть бутылки водки “Турменбаши” с таким же портретом. В какой-то момент мы даже шутить устали на эту тему. Оказывается, начинаешь привыкать и принимать весь этот бред как должное.
Но век Ниязова давно завершился и начался новый. Второй президент страны - Гурбангулы Бердымухамедов - тоже оказался не в силе удержаться от культа собственной личности. И последняя новость, которую сообщает “Хроника Туркменистана”, о том, что в туркменской прессе больше не публикуют программы телепередач, практически следствие нового культа президента. По версии издания, то, что программы телепередач (ранее печатавшиеся во всех газетах) больше не публикуют, связано с активностью президента Гурбангулы Бердымухамедова. Президент постоянно совершает рабочие поездки по стране, открывает новые объекты и проводит заседания. Государственное ТВ, соответственно, должно все это подробно освещать. А предусмотреть, а тем более запланировать передачи-репортажи, составляющие львиную долю эфирного времени, телевизионщики не могут, считает “Хроника Туркменистана”. Там же отмечается, что на туркменских рынках можно приобрести негосударственные газеты с программами телепередач российских телеканалов, доступных посредством спутникового вещания.
|
Туркменский Ленин и дети |
От себя добавлю, что газеты в Туркменистане крупным кеглем пишут только о Нем, так что отсутствие программы телепередач, несомненно, существенный удар для читателя. А что еще читать-то?
В сегодняшней “Хронике Туркменистана” сообщается, что со второй половины 2012 года в стране стали резко расти цены на продукты, товары и услуги, в том числе и на те, что ранее дотировались из государственного бюджета Туркменистана. Напомню, что при Туркменбаши была символическая плата за коммунальные услуги, такие, как свет и газ. Говорят, что многих туркменских граждан такой коммунизм расслабил, так что люди сутками не выключали свет в домах, не экономили газ. Кроме того, бензин был настолько дешев, что у наших автолюбителей от зависти сводило скулы.
Так вот, сообщается, что в начале июля в Туркменистане в 2-3 раза подорожали мука и мучные изделия, более того, отменили и “пайки”, которые ввели при Ниязове, то есть нормированная продажа муки для населения по сниженным ценам.
Кроме того, с 1 июля отменили бесплатный бензин, который существовал как мера социальной поддержки.
Также сообщается, что подорожали на 12 процентов билеты на внутренние авиарейсы. В 2-2,5 раза подорожали перелеты за границу. “Так как Туркменистан не имеет пассажирского железнодорожного и автомобильного сообщения с зарубежными, даже соседними, странами, то самолеты остаются единственным транспортом, связывающим жителей страны с внешним миром. Теперь поездки на учебу, к родственникам, на лечение, по личным делам или делам бизнеса будут обходиться значительно дороже”, - пишет “Хроника Туркменистана”.
Все это привело к тому, что водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов на междугородних линиях, сильно взвинтили цены. Подорожание транспортных услуг привело, в свою очередь, к увеличению цен на продукты и прочие товары.
“В “Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы” и “Национальной программе по преобразованию социально-бытовых условий населения сел, поселков, городов этрапов и этрапских центров на период до 2020 года” также ничего не говориться о сокращении средств на социальные расходы. Наоборот, утверждается, что социальная поддержка населения со стороны государства будет расти”, - напоминает издание.
По мнению “Хроники Туркменистана”, действия властей по сокращению социальных расходов являются не чем иным, как спонтанными шагами, призванными залатать дыры в бюджете. Мол, уже несколько лет сотрудники зарубежных и международных финансовых учреждений, работающих в Туркменистане, утверждали, что доходная часть бюджета страны исполняется не более чем на 40-50 процентов, и давали определенные рекомендации нашему правительству, чтобы исправить положение. “Но “Аваза” (зона отдыха на Каспийском море) и прочие “сверкающие” расходы до середины этого года позволяли руководителям страны не обращать внимания на критику и с гордостью заявлять, что “сегодняшний Туркменистан - это грандиозная стройка, в стране ведут строительство 2447 объектов, осваивают капиталовложения на сумму 48 миллиардов долларов США”, говорится в издании.
И напоследок, о спорте, вернее, чем себя зарекомендовали туркменские спортсмены на Олимпиаде в Лондоне. “В каждом репортаже или интервью с атлетами туркменские СМИ не стесняются упоминать президента Гурбангулы Бердымухамедова, благодаря которому, по их словам, и развивается в Туркменистане спорт”, - иронизирует другое туркменское издание “Гундогар”. Оказалось, что туркменские СМИ с восторгом писали о том, как их спортсмены ставили... собственные рекорды, занимая при этом 13-е, 19-е или 35-е места в общем зачете. “За двадцать лет независимости Туркменистан представлял своих спортсменов на пяти Олимпиадах, и ни на одной из них туркмены особо не выделялись. Быть может, на следующих нас ждет успех, надеются болельщики. Однако при таком отношении властей к спорту вряд ли эти надежды и ожидания когда-нибудь сбудутся”, с грустью резюмирует издание.
Вот такая, может, не совсем корректная картинка сегодняшнего Туркменистана получилась. И все же, я так и не смогла выяснить, что сделали с золотым памятником Ниязову, который всегда указывал путь к солнцу? Неужели, как мне сообщали когда-то туркменские коллеги, все же отвинтили голову первому и прикрутили голову второго? |