|
Ботагоз Сейдахметова
Моя электронная почта вот уже полгода заполняется спамом на тему киргизского геноцида в отношении местного узбекского этноса. Ясное дело, что источник таких спамов - узбекские ура-патриоты.
Вопрос межэтнического нетерпения всегда был опасным, так что берешься за него с оглядкой, а ну как завтра на узбекской границе схватят и посадят в тамошний зиндан. Ведь посадили же нашего парня за якобы шпионские ролики на его нетбуке аж на пять лет
Город в Киргизии с коротким и дивным названием Ош живет в этой стране своей автономной жизнью. Официально это территория Киргизии, но на деле этот типичный среднеазиатский город вобрал в себя и перелопатил в себе все культуры, традиции, менталитет и смешал тюркские языки так, что не поймешь сразу, где закончился киргизский и начался узбекский язык. Все здесь смешалось давно: и особенная ошская кухня, где по слухам в плов добавляют анашу, и особая местная мода - смесь традиционных узбекских платьев, шальваров, головных платков и современной одежды китайского производства.
Таких городов много по всей Средней Азии, в Казахстане они находятся на самом юге, а в Ферганской долине эти городки отделены официальными границами Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В Афганистане наша среднеазиатская экзотика и вовсе принимает яркие киношные картинки о басмачах, что ностальгически греет сердца любителей восточных сказок.
Основную тональность всему здесь задают традиционно оседлые народы этого региона - узбеки, уйгуры, таджики, пуштуны.
Вот и Ош - город во многом узбекский, так же, как узбекский Самарканд, по сути, город таджикский. Так было всегда, так остается и сегодня. Только вдруг существующее всегда бытовое неприятие (да и то на уровне незлобных шуток) в одночасье превратилось в серьезное противостояние с элементами... геноцида. Напомню, что это красивое слово означает с греческого и латинского - убиваю род. То бишь геноцид - это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем убийства или предумышленного создания тяжелых жизненных условий.
Летом 2010 года именно здесь, в Оше, где традиционно бок о бок проживали киргизы, узбеки и прочие этнические группы, произошли столкновения между представителями киргизской и узбекской общин. Возможно, что эти столкновения могли иметь под собой политическую окраску, потому как начались в момент очередных для Киргизии президентских выборов. А за власть в этой стране сражаются насмерть так называемые южане и северяне. Как бы то ни было, но тогда, в июне 2010 года, эти волнения стремительно перекинулись на соседние южные области страны.
Известно, что пострадали больше всего узбеки, их дома были разрушены и сожжены. В итоге этих волнений погибло около 400 человек с обеих сторон противостояния. По некоторым данным, более 75 тысяч узбеков бежали в соседний Узбекистан. Известно также, что президент Узбекистана Ислам Каримов предпочел не вмешиваться во внутренние дела соседней страны, так что этническим узбекам из Киргизии позднее пришлось вернуться обратно.
Но противостояние узбеков и киргизов продолжается. У меня впечатление, что кому-то все это на руку, ведь, повторюсь, эти люди веками жили здесь бок о бок в добрососедстве. Я не верю, что киргизы на самом деле подумывают об уничтожении узбекской общины в стране. Это глупо и неправдоподобно.
Но глупа и тактика киргизских властей, которые не могут найти цивилизованного выхода из сложившейся ситуации. Судите сами - в прошлом году в Киргизии сожгли книги “Час шакала”, в которых июньские события были охарактеризованы как геноцид узбекского населения. А недавно запретили тиражировать и распространять песню на узбекском языке Osh City Uzbek Mahalla (“Город Ош, узбекский квартал”). По мнению властей, эта песня пропагандирует национальную нетерпимость, а также имеет “сепаратистскую направленность”. Контроль за ситуаций возложен на органы национальной безопасности и внутренних дел Киргизии.
Но одними запретами вернуть мир в сердца и дома вчерашних братских тюркских народов невозможно. Киргизским властям срочно нужна умная стратегия в вопросе межэтнических отношений, иначе узбекские или проузбекские доброхоты в Интернете будут и дальше заниматься рассылкой опасного пропагандистского материала.
Вместе с тем создается впечатление, что узбекские власти держат курс на сепаратизм от всех среднеазиатских соседей. Иначе чем объяснить странный арест казахстанского студента и его жесткое наказание за якобы “экстремистские” ролики. Эдак завтра начнется волна спама о казахском экстремизме. Опасная, однако, игра. Может, пора официальному Ташкенту вместе с Бишкеком разобраться с тактикой и стратегией, которая будет направлена исключительно на объединение народов, а не на разобщение? |