|
Ботагоз Сейдахметова
В Сирии ожидается внеочередной референдум. Предыдущий референдум по переизбранию президента страны Башара Асада на новый семилетний срок прошел в 2007 году. Тогда, по официальным данным, тот референдум был отмечен высокой явкой граждан Сирии на участки. Более того, сразу после закрытия избирательных участков и начала подсчета голосов избирателей Центральной избирательной комиссией начались массовые гуляния с сирийскими флагами и портретами Башара Асада.
На этот раз тема референдума другая: новый проект сирийской Конституции, который гарантирует обеспечение достоинства сирийских граждан и соблюдение их основных прав, а также создание многопартийной системы.
Сирийский национальный совет (СНС), объединяющий большинство оппозиционных партий Сирии, заранее заявил о непризнании им новой Конституции страны
По мнению сирийской оппозиции, новый проект Конституции дает возможность президенту Башару Асаду остаться у власти еще на 14 лет. “Учитывая, что Асад правит страной уже 12 лет, его пребывание у власти в общей сложности может составить 26 лет... Мы убеждены в одном - Сирия может начать конституционную реформу только с отстранением Башара Асада от власти, которую он унаследовал от отца”, - опасается член руководства СНС Самир ан-Нашар.
Между тем принятие новой демократической Конституции является одним из ключевых требований оппозиции после того, как в марте прошлого года “арабская весна” вместе со всеми вытекающими докатилась и до Сирии. Пожалуй, Башар Асад на сегодняшний день - последний из могикан. Его коллеги по Ближневосточному региону сопротивлялись переменам намного меньше. Египетский президент Хосни Мубарак был вынужден покинуть свой пост в добровольно-принудительном порядке, а судьба ливийского лидера Муаммара Каддафи, пожалуй, еще печальнее и трагичнее судьбы иракского диктатора.
Что касается судьбы Башара Асада и его попытки удержать власть за счет проведения референдума, то, по мнению независимого аналитика арабиста Германа Крылова, насколько будет успешным нынешний референдум для Башара Асада, это большой вопрос. “Ведущиеся в стране боевые действия всегда дадут достаточно оснований для сомнений в его легитимности. США, Британия и Франция, фактически взявшие на себя роль рупора “международного сообщества”, а также всецело зависящие от них аравийские монархии, проводящие политику своих западных спонсоров в рамках Лиги арабских государств, запросто проигнорируют его итоги и с удвоенной силой поддержат “непримиримую оппозицию”.
При этом аналитик уверен, что элементарная политическая логика не дает поверить в то, что авторитарный режим, сформировавшийся в стране, где прямых всенародных выборов не было с 1955 года, вдруг в одночасье переродится и возглавит движение к демократии. “Конечно, он любыми способами будет стараться сохранить себя. Если бы нынешнее сирийское руководство проявило хитрость и гибкость во внутренней политике раньше, более чутко реагировало бы на народные настроения и вовремя пресекало бы злоупотребления со стороны своих представителей, то насилия бы можно было избежать даже в неблагоприятных внешнеполитических условиях. Падение режимов начинается с их неспособности адекватно реагировать на ситуацию, чем сразу же пытаются воспользоваться более адекватные и подвижные противники, как внешние, так и внутренние”, - считает Герман Крылов.
Так что же представляет собой новый проект сирийской Конституции? И дает ли реальный шанс стране избежать внешнего вмешательства в ее внутренние дела?
Одно из основных положений проекта Конституции гласит: “Политическое устройство государства основывается на принципе политического плюрализма. Власть осуществляется демократически, на основе голосования; зарегистрированные политические партии и предвыборные политические блоки вносят вклад в политическую жизнь страны”. “То есть положения о “руководящей и направляющей роли партии БААС” больше нет”, - замечает Герман Крылов.
В проекте говорится, что президент выбирается путем прямого всенародного голосования на альтернативной основе. Не менее чем за 60 и не более чем за 90 дней до истечения полномочий действующего президента председатель Народного совета (парламента) издает официальный призыв к проведению президентских выборов, и в течение 10 дней после этого желающие могут подавать документы о регистрации кандидатами в президенты в Конституционный суд, который проводит их проверку и принимает решение о регистрации кандидатов.
Для регистрации необходимо иметь поддержку не менее 35 депутатов парламента (в виде подписей), при этом один депутат не может поддержать двух кандидатов. Выборы обязательно должны быть на альтернативной основе. В случае если зарегистрирован только один кандидат, председатель парламента повторно призывает к проведению президентских выборов и процедура повторяется. Пока не будет избран новый президент, полномочия старого действуют.
“Раньше партия БААС рекомендовала одного кандидата в президенты, а затем парламент принимал решение о вынесении кандидатуры на всенародный референдум”, - отмечает арабист.
Срок президентских полномочий ограничивается в проекте теми же семью годами, что и в нынешней Конституции, но с возможностью только однократного переизбрания. По нынешней Конституции референдум должен проводиться каждые семь лет.
“Башар Асад проходил это в последний раз в 2007 году, а также в 2000 году, когда он был формально избран на высший государственный пост на основании выдвижения его кандидатуры по рекомендации партии БААС Народным советом после смерти его отца Хафеза Асада, - говорит Герман Крылов. - Кстати, в 2000 году специально для Башара по инициативе исполнявшего тогда обязанности главы государства вице-президента Абдельхалима Хаддама парламент внес поправку в Конституцию о том, что президент не может быть моложе 34 лет - именно столько было тогда Башару. Раньше планка была на уровне 40 лет, и проект новой Конституции, между прочим, ее вновь возвращает”.
Похоже, что опасения сирийской оппозиции в том, что проект новой Конституции - это, по сути, попытка Башара Асада удержаться у власти.
И тогда получается замкнутый круг, который можно разорвать только по двум причинам. Либо сирийский президент все же добровольно уйдет с поста, либо внешние силы, в частности, Запад, не преминут воспользоваться этой ситуаций. И тогда войны не избежать. Войны, которая никому не выгодна в регионе. |